Меню

3 декабря в Котельниках отметили Международный день инвалидов.

8 декабря 2008 в 13:00

3 декабря в Котельниках отметили Международный день инвалидов. О реабилитационном центре «Кентавр» и обществе инвалидов «Феникс»

Сердце отдаем детям

     Сегодня в реабилитационном центре работают психолог, логопед, дефектолог, действуют творческие мастерские и спортивные секции. В среду с детишками занимается дефектолог. Я заглянула в Центр именно в этот день…
     Елена Сергеевна ИВАНОВА всю жизнь работает с особенными детьми, у которых наблюдаются отклонения в умственном развитии, нарушении интеллекта. И пенсионный возраст не помеха, она продолжает помогать и детям, и их родителям. Ее опыт для них просто незаменим. Ведь сегодня найти таких специалистов крайне трудно. «Ко мне приходят девочки и мальчики самого разного возраста, - рассказывает Елена Сергеевна, - они не умеют говорить, не различают предметы, порою не знают названий самых простых вещей и, как правило, даже не умеют играть. И если реабилитация трехлетнего ребенка почти всегда проходит успешно, то научить читать, писать пятнадцатилетнего - практически невозможно. Подросток уже менее восприимчив к знаниям, которые обычно даются еще в первые годы жизни, его память и внимание недостаточно развиты. Да и время уже упущено - в детский садик его когда-то не взяли, в школу он, естественно, тоже не пошел. И ему остается одно - все дни проводить дома. Хорошо, что существует наш Центр, где такие дети могут получить должную помощь, а также поиграть, пообщаться со сверстниками. Ведь наши малыши увлекаются тем же, чем и обычные дети».
     Для занятий с логопедом и дефектологом в «Кентавре» есть специально оборудованный кабинет. Однако он ничем не напоминает приемную у врача. На занятия дети приходят вместе с родителями. С одной стороны стола сидит ребенок с мамой, с другой - дефектолог. «Урок» длится не более 30 минут, поскольку дети быстро устают и их внимание рассеивается.
     Вот Елена Сергеевна вынимает из большой тарелки фрукты и овощи из папье-маше (здесь и яблоко, и груша, и ананас, и помидор, и перец) и просит произнести их названия. На занятиях перед детьми ставятся на первый взгляд элементарные задачи. Если же малыш пока не умеет говорить, врач сама называет предмет, а ребенок должен пальчиком показать, какой из них носит соответствующее название. Затем те же предметы нужно разложить на группы: фрукты и овощи. Если обычному ребенку того же возраста выполнить эти задания не составит особого труда, то для многих ребят, приходящих в «Кентавр», успешное выполнение этого упражнения означает маленькую победу над болезнью.
     Их пораженный заболеванием мозг в начале пути не способен параллельно выполнять сразу две задачи – выбирать и раскладывать. Дети, конечно, очень стараются: хватают маленькими неуклюжими пальчиками фигурки и потихоньку раскладывают их в разные стороны стола. Они стремятся как можно лучше выполнить задание своего строгого, но всегда доброго и терпеливого учителя. И если к концу занятий предметы, к огорчению мамы и дефектолога, оказываются перепутанными или сложенными в одну кучу, что ж… значит, впереди еще не один урок, и терпение, которому не должно быть предела.
     Одному из воспитанников «Кентавра», маленькому светловолосому Саше, пришедшему с мамой, дефектолог предложила повторить комбинацию из двух счетных палочек. И хотя Саша внимательно следил за движениями преподавателя, в этот раз сложить палочки в нужном виде ему пока не удалось. Значит, они с мамой будут вновь и вновь заниматься дома, пока не добьются результата.
     «К сожалению, дети быстро забывают то, чему научились на предыдущем занятии, - объясняет Елена Сергеевна, - поэтому их успешная реабилитация во многом зависит от родителей, раз за разом они повторяют с малышами одни и те же упражнения на тренировку внимания, восприятия. Одолевают болезнь самые терпеливые. Но, как я уже говорила, ребята разные. Например, ко мне давно ходит одна девочка, сейчас ей восемь, сколько ни бьемся, ничего не помогает. У ее родителей уже второй ребенок лет двух. И мама стала приводить их на занятия вместе. У девочки теперь есть маленький друг, с которого можно брать пример (младший ребенок выполняет все мои задания с лету). И то, что девочка постоянно находится вместе с хорошо развивающимся малышом, я думаю, пойдет ей на пользу. А вот у другой девчушки четырех лет большие успехи. И отставания в развитии почти не заметно. Единственное - она пока плохо говорит. Но если она еще два года интенсивно позанимается, будет посещать логопеда, то сможет пойти в общеобразовательную школу. А это именно то, к чему мы стремимся, - вернуть детей в общество».

Как живет наш язычок?

     Молодой логопед Марьяна Владимировна НИКУЛИНА общается с ребятами «Кентавра» всего месяц. Но, беседуя с ней в кабинете, я заметила, с каким нетерпением малыши рвутся на ее занятия.
     Торопясь на очередной «урок», маленький Саша буквально вбежал в комнату. А Марьяна встретила его теплыми объятиями и веселой улыбкой. Мальчику уже три года, но пока он не сказал ни одного слова. Однако по его горящим глазкам можно было понять, как он рад предстоящему «уроку». «Я, конечно, пробовала сама заниматься с сыном, - поделилась со мной переживаниями мама Саши Ирина Бубякина, - буквы ему показывала, звуки произносила, старалась, чтобы он повторил. Но ничего не получалось. Пыталась найти специалиста, который бы нам помог. Ведь другие дети в его возрасте уже неплохо говорят. Но дело в том, что в Люберцах, где мы живем, с такими проблемами, как у нас, совершенно некуда обратиться. Даже в садик не берут. А недавно наш невропатолог посоветовал мне позвонить в «Кентавр». Вы не представляете, как я была счастлива, когда нас здесь приняли».
     И теперь Марьяна Владимировна помогает Саше правильно дышать, а еще делает с ним гимнастику языка перед зеркалом. Вы знаете сказку о язычке, который живет во рту? Вставая с утра, он тянется вверх - и мальчик, старательно повторяя движения мамы и врача, поднимает язычок к небу. Потом чистит зубы – ребенок проводит языком по верхним зубкам, готовит завтрак - малыш облизывает губки. По словам логопеда, подобную сказку, помогающую развивать все составляющие речевого аппарата, могут придумать и сами мамы. Важно не забывать повторять ее каждый день.
     «С детьми работать интересно, но трудно. Мои воспитанники, как и обычные здоровые малыши, на месте не сидят: постоянно отвлекаются, тянутся к игрушкам, готовы бегать и играть весь урок, - говорит Марьяна, - поэтому на первых занятиях я стараюсь сделать так, чтобы ребенок привык ко мне. А потом уже он выполняет все, о чем я попрошу. Однако всем родителям я объясняю: логопед не может переделать нервную систему ребенка, но помочь внести изменения в наших силах. Даю мамам свои конспекты, методички с упражнениями, чтобы они как можно чаще занимались с детьми дома. Советую им привлекать ребенка к участию в домашних делах, давать ему пробовать вещи на ощупь, учить чувствовать их фактуру, форму».
     Однако заниматься на дому не так просто, как кажется на первый взгляд. «Саша обожает играть, и удержать его на месте практически невозможно. Он чувствует, что атмосфера не такая, как в Центре, логопеда рядом нет. Поэтому долго выполнять упражнения не хочет - приходится ограничиваться малыми дозами. Но результаты у нас все равно есть. Ведь в «Кентавре» мы еще ходим на музыку, на рисование, на лечебную физкультуру, к дефектологу. И мой малыш меняется прямо на глазах: стал общительным, у него появились друзья и даже знакомые девочки», - поделилась радостью Сашина мама.
     Реальность такова, что совершенно здоровым детям, единственный недостаток которых - некоторое отставание в развитии, заказана дорога в обычные детские сады и школы, да и ни один любящий родитель не согласится обрекать своего ребенка на положение «белой вороны». И реабилитационный центр в Котельниках - единственная возможность чему-то научиться, а еще найти спасение от одиночества. В «Кентавре» дети начинают жить полноценной жизнью: рисовать, играть, участвовать в конкурсах и выступлениях и главное - общаться со сверстниками, что невероятно важно для любого ребенка, ведь это придает ему веру в собственные силы и возможности. Это же касается и родителей. Ведь дома они остаются наедине со своей нелегкой проблемой. Каждый день - подвиг. В «Кентавре » мамы могут поделиться своими переживаниями со специалистами и другими родителями и получить столь необходимый совет.

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…

     Как известно, музыка дарит человеку душевное спокойствие и равновесие. Но, кроме того, она еще и лечит. Комплексные музыкальные занятия в «Кентавре» ведет Лариса Степановна МИТРОШКИНА. Я побывала на одном из них…
     Трое малышей вместе с мамами удобно расположились в небольшой комнате. Ребята пришли сюда уже не в первый раз и прекрасно знали, с чего начнется их занятие. Как только их преподаватель села за инструмент и зазвучала музыка, они дружно начали свой танец. Он состоял из незамысловатых движений. Но, несмотря на это, малышам было не так-то просто с ними справиться. Подчас без помощи родителей было не обойтись. Например, у одного из мальчиков тяжелый диагноз - аутизм. Все упражнения он выполняет вместе с мамой. Однако малыш хлопает в ладоши, крутит запястьями, показывая «фонарики», с таким же старанием, как и остальные ребята. Так, весело и дружно, дети обычно разминаются перед выполнением более сложных упражнений.
     Например, изготовление новогодних украшений из пластилина. Их нужно было вылепить под песенку о елочке. Пока звучали ее веселые, но в то же время простые для запоминания слова, дети разогревали разноцветные кусочки пластилина в ладошках, а потом делали из них шарики. У кого-то получался большой, а у кого-то совсем крохотный. Но все они оказались на зеленой бумажной елочке, для которой и предназначались «игрушки». Наверняка свою домашнюю новогоднюю елку дети теперь тоже украсят собственными поделками. А мамы им в этом непременно помогут.
     Затем ребятам предстояло нарисовать эту же елочку на бумаге. Одна из маленьких художниц, Юля, даже не стала просить о помощи свою маму. Она села за небольшой мольберт, крепко сжала в своих маленьких ручках кисточку и, окунув ее в зеленую краску, смело вывела очертания деревца. Пусть криво, неровно, но сама. А вот мальчики, они помладше Юли, рисовали вместе с мамами. И при взгляде на то, как счастливые ребятишки водят кисточкой по бумаге, а родители улыбаются, радуясь успехам своих малышей, и у меня в душе появилось чувство пусть маленького, но праздника.
     По словам Ларисы Степановны, с помощью таких упражнений не только разрабатывается двигательный аппарат, развиваются тактильные чувства ребенка, зрение и слух, они же учат и целостному восприятию окружающего мира.
     Малыши, с которыми я познакомилась, еще плохо говорили. Хотя в их возрасте в этом нет ничего особенного. Но слова «да! да! да!» из очередной песенки подпевали с радостью. Зато уже сейчас все ребята играют на музыкальных инструментах. На занятиях Лариса Степановна дает малышам возможность подудеть в дудочки, ударить по звонким «треугольникам», постучать в такт музыке деревянными ложками. При этом она обращает внимание детей на то, что играть можно тихо или громко, медленно или быстро. Так разрабатывается сенсорное восприятие ребенка. И что немаловажно, дети выполняют все упражнения с большой охотой.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

     Есть у «Кентавра» и еще одно предназначение. Ведь дети посещают в «Кентавре» не только специалистов, но и мастерские, где проходят не менее интересные, увлекательные и нужные занятия, помогающие ребятам обрести профессию…
     Разноцветные мягкие подушечки, огромные конфеты, которые, к сожалению, нельзя съесть: они набиты синтепоном, и затейливые рисунки из лоскутов ткани разложены и развешаны по всей комнате. Это мастерская лоскутной мозаики, который ведет Лидия Прохоровна ЯЧМЕНЕВА.
     Зайдя в кабинет, я увидела двух юных мастеров за небольшим рабочим столом у окна. Перед одной из белых швейных машинок на краешке стула сидела хрупкая девочка. Она осторожно и не слишком уверенно нажимала на педаль машинки и прострачивала шов на ткани. Стараясь сделать его ровным, девятилетняя Настя, не отрываясь, следила за ходом иголки, под которую ложилась непослушная материя. Наконец два лоскутка сшиты вместе, и маленькие пальчики проворно отрезают нитку. Можно вздохнуть с облегчением… Напротив с таким же усердием работал еще один ученик Лидии Прохоровны, брат Насти, Паша. Худенький светловолосый мальчишка намного увереннее обращался со швейным механизмом. Лихо нажимая на педаль, он в одно мгновение прокладывал ровную дорожку стежка. Чувствовалась мужская рука.
     Как заправская хозяйка, Паша отутюжил сшитые треугольные лоскутки, и глазам предстала настоящая лоскутная елочка.
     Пока дети кропотливо отмеряли, отрезали, пришивали, Лидия Прохоровна рассказала мне о своей работе: «В основном я занимаюсь с детьми, у которых наблюдается небольшое отставание в развитии. Однако они учатся всему точно так же, как и здоровые мальчики или девочки, только немного медленнее. То, что обычный ребенок освоит за месяц, мои дети выполнят через 2-3. Всего в группе у меня десять человек. В прошлом году ко мне ходили одни девочки, а в этом я решила рискнуть и взять мальчиков. Уж очень они просились! Откровенно говоря, думала, походят и бросят. А им так понравилось, что теперь лучше девочек шьют. Ведь это занятие полезно для всех. Ребята привыкают к труду, усидчивости, развивается внимание и моторика рук».
     По словам руководителя кружка, приходя сюда впервые, никто из детей не знает, как обращаться с иголкой и швейной машинкой. Но Лидия Прохоровна убеждает их, что все получится. «Прежде чем начать работать, я объясняю ребятам устройство машинки и что с ее помощью можно сделать, - улыбается руководительница. - Одно из первых занятий мы полностью тратим на то, чтобы научиться делать прямые строчки. Как только дети это осваивают, переходим к изготовлению поделок. Как правило, начинаем с самого простого – американского квадрата. Для этого нужно просто сшивать прямые полоски ткани в квадрат. Дети не переутомляются, но их воображение уже работает – ведь нужно цвет подобрать, определить, в каком порядке лоскуты сшить. А вдевая нитку в иголку и ровно удерживая ткань при шитье, они тренируют свои еще не слишком разработанные пальчики. И вроде бы несложно – несколько лоскутков сшить, но зато как дети радуются, когда в конце концов подушка получается…»
     И в самом деле, когда Лидия Прохоровна показала симпатичные подушки, сделанные ребятами, мне было трудно поверить, что они научились всему за пару месяцев. Подушки сшиты так, что заметить даже слегка кривые швы или неровно отрезанные полоски может только хорошая швея. Недаром лоскутные изделия ребят из «Кентавра» заняли первое место на выставке «Прикладное творчество», проходившей в подмосковном Колонтаево.
     «Я не перестаю радоваться успехам моих воспитанников, - говорит руководитель, - например, Настя сегодня впервые сама сделала чертеж на ткани: и рассчитала, сколько сантиметров лоскут займет и сколько на шов оставить, и линию провела ровно. Разве это не повод для гордости? Ведь раньше все это за нее делала я. Несколько моих бывших учеников уже стали студентами швейного колледжа. И это самая большая награда за мою работу, другой и не надо».

И зачем нам эта «мышка»?

     Практически каждый современный ребенок с малых лет умеет обращаться с компьютером. Вот и в реабилитационном центре «Кентавр» с недавних пор начали обучать детей компьютерной грамотности. Павел ИСАЕВ терпеливо объясняет ребятам, как управлять «мышкой» и печатать:
     - С ребятами я занимаюсь два раза в неделю. Я рассказываю им, для чего нужны те или иные кнопки, что означают символы на экране. Знакомлю их с развивающими играми. Например, «Роботландией». Есть и множество логических игр. Они требуют от детей наблюдательности, точности, аккуратности. Но я подбираю такие, в которые дети играют с удовольствием. Девочки любят надевать наряды на Барби. За удачно подобранную одежду программа начисляет им баллы в виде звездочек – от 1 до 5. Сейчас они чаще всего получают «пятерки» - значит, вкус и стиль развиваются. Последнее время мы работаем над набором текста. Своих учеников я учу пользоваться десятипальцевым методом, в жизни эти навыки им могут пригодиться. Теперь они печатают 50 знаков в минуту почти без ошибок. Павел стремится научить ребят использовать все возможности компьютера. Вскоре дети начнут изучать программы Word и Excel, узнают, как пользоваться Интернетом. С кемто из детей Павлу приходится проводить индивидуальные занятия. Так как некоторым сложно сразу уловить все тонкости работы той или иной программы. А чтобы ребята не теряли интереса к урокам, по субботам они могут отдохнуть и поиграть в любимые игры.

Без коньков, но в хоккей

     Каждый ребенок находит в «Кентавре» занятие по душе. Мальчишки играют в настольный хоккей. Приемам управления рычажками их научили два брата, Алексей и Иван Захаровы.
     Сегодня ребята из «Кентавра» - серьезные соперники на любых соревнованиях по настольным играм. А они приобретают все большую популярность. Ведь участвовать в них могут и дети с ограниченными возможностями. Они так же, как и обычные ребята, любят спорт, с азартом гоняют шайбу. Разница только в том, что они не могут выйти на лед и проехаться на коньках. А вот переживают за свои победы и проигрыши ничуть не меньше, чем настоящие хоккеисты. А может, и чуточку больше…
     Совсем недавно двое молодых спортсменов «Кентавра» вернулись из Финляндии. И пускай они не заняли там призовых мест, зато увидели, какого уровня достигают такие же ребята, как они, пообщались со сверстниками и получили массу впечатлений. Те, кому по вкусу интеллектуальные задачи, выбирают игру в шахматы и шашки. В этих играх ребята из «Кентавра» ни в чем не уступают обычным мальчишкам. Для юных шахматистов на столе разложены игровые доски. Причем они в два раза больше обыкновенных. И фигурки на них соответствующего размера. Так что и передвигать их намного легче.
     Секций в Центре предостаточно. И если, например, ребенку не нравится хоккей или теннис, он всегда может попробовать себя в чем-то другом. Его новым увлечением могут стать индийские танцы, игра на гитаре, кружок городецкой росписи или пение под караоке.

Доброе слово каждому

     Как правило, по субботам все дети собираются на чаепитие в кафе «Ассоль».
     При мне девочки быстро сервировали стол. Здесь ребята учатся красиво держаться, не разбрасывать еду и убирать за собой. Ведь это непременно пригодится им в жизни. А мамы и папы, пока дети занимаются в кружках, за чашкой горячего чая, обмениваются рассказами об успехах своих малышей и обсуждают подготовку к очередному празднику. Сюда же, после встречи со специалистами, приходят и дети, чтобы провести время в теплой дружеской обстановке. Ведь в Центре всех встречают добрыми словами и улыбками.
     Каждый работник «Кентавра» всей душой переживает за приходящего к ним ребенка, дарит ему свое тепло и любовь, не жалея ни личного времени, ни сил. А родители малышей не устают говорить им за это спасибо. Я заглянула в книгу отзывов. В ней - и стихи, и простые слова благодарности от родителей, чьи дети занимались здесь. Они идут от самого сердца тех, кто так нуждается в помощи и поддержке.
     «Мы работаем на результат, - говорит Татьяна ПЛЕШАКОВА. - И даже после того как наш воспитанник прошел реабилитационный курс, продолжаем интересоваться его дальнейшей судьбой.
     Мы делаем все, чтобы наши дети стали полноценными членами общества. Хотя они ничем не отличаются от нас с вами. Просто они острее чувствует людскую черствость и безразличие. Поэтому наша главная задача - дарить им как можно больше тепла, заботы, внимания, научить их свободно общаться и всему, что может пригодиться в жизни, сделать их уверенными в себе, воспитать в них личность».

Под добрым крылом «ФЕНИКС»

     «Получил группу инвалидности». Для иных эти слова звучат как приговор. Приходится увольняться с привычной работы, потому что по состоянию здоровья ты уже не можешь ее выполнять. Нарушается привычный ритм жизни, теряются старые знакомые, годами налаженные связи. Многие болезненно переживают такое событие, замыкаются в себе. Те, кто уже давно на инвалидности, вроде бы свыклись со своим невеселым статусом, но все равно в душе ощущают себя «за бортом». Всё это следствие того, что в нашем государстве проблемы инвалидов годами замалчивались, от них попросту отмахивались. А если что и делалось для облегчения их участи, то зачастую акции носили разовый и сугубо показательный характер.

     Теперь вроде бы наметились положительные сдвиги. Государство поворачивается лицом к инвалидам. При поддержке местных администраций создаются общества инвалидов, основная задача которых - сплотить людей с ограниченными возможностями, убедить их в том, что с присвоением группы инвалидности жизнь не заканчивается. Что можно радоваться каждому прожитому дню, общаться с другими людьми. И тогда бремя инвалидности станет легче.
     В Котельниках уже восьмой год действует общество инвалидов «Феникс». Сейчас в нем состоит 700 человек, а когда-то их насчитывалось всего 16. Эти люди откликнулись на призыв создать собственную организацию, потому что поняли: спасение - в объединении. Только вместе можно выжить в жестком, нередко враждебном мире. Но в любом деле нужен инициатор, закоперщик. Им стала энергичная и неравнодушная женщина - Татьяна Анатольевна Хамидуллина. Также нашелся человек, горячо поддержавший идею и ставший первым председателем нового общества. Это Валерий Николаевич ФАТИН.
     - Идея создания подобного общества давно уже витала в воздухе, - вспоминает Валерий Николаевич. - Но пока дальше разговоров «на кухне» не шло. И я рад, что так у нас все сложилось, совпало, и общество инвалидов все же было создано. Заручившись поддержкой администрации города, мы встретилась с инвалидами, рассказали о желании создать собственную организацию. Сообща решили назвать общество «Феникс» - по имени райской птицы, каждое столетие погибающей в пламени и вновь возрождающейся из пепла. Так гласит легенда. Смысл названия поняли все - как бы трудно ни было, нужно возрождаться к жизни, ощущать себя полноправным членом общества. И не каждые сто лет, по преданию, а ежедневно, ежечасно.
     Добрая слава бежала впереди «Феникса», в общество прибывали новые члены. К работе и пропаганде новой общественной организации города подключились все: и средства массовой информации, и местные чиновники, и даже неугомонное «сарафанное радио»; люди стали приходить, задавать вопросы, записываться.
     Сейчас обществом инвалидов «Феникс» третий год руководит Валентина Степановна МЕРЕНКОВА. Ей удалось упрочить положение организации, повысить ее авторитет среди жителей города. Сама инвалид, она прекрасно понимает все особенности жизни людей с ограниченными возможностями. Имеет группу и ее супруг Михаил. Как рассказала Валентина Степановна, они с мужем воспитывались в одном детском доме-интернате в Дмитрове. Потом жизнь их раскидала в разные стороны. Случайно встретившись через десять лет, они уже не смогли расстаться и вскоре поженились. Так и живут, всю жизнь поддерживая друг друга, деля пополам радости и горести. Недавно отметили серебряную свадьбу. У них замечательная дочь Наташа, которая вместе со своим мужем Николаем помогает им во всем.
     - Я так думаю, - говорит Валентина Степановна, - главное - внимание к человеку. А инвалиды в нашей стране как раз этим самым вниманием во многих случаях обделены. Мы поздравляем членов общества с праздниками, днями рождения, юбилеями, другими памятными датами. Приходим сами, с улыбками, на дом и видим, как у людей на глазах блестят слезы радости. Они получают мощный импульс хорошего настроения, бодрости духа, так необходимый нам всем.
     Как признается Валентина Степановна, у нее замечательные добровольные помощники. Это Наталья Михайловна Комлева, Татьяна Александровна Сергеева и Файруза Садретдиновна Мухамеддеева из микрорайона «Силикат», Нина Викторовна Козяйкина (микрорайон «Белая Дача»), Татьяна Леонидовна Белякова (микрорайон «Ковровый»), многие другие.
     По словам Валентины Степановны, их общество опирается на крепкую поддержку администрации. В частности, деятельность «Феникса» там курируют начальник отдела по организационной работе и связям с общественностью Наталья Николаевна Романова, начальник Управления делами Александр Васильевич Лухтан, первый заместитель главы города Валерий Викторович Болдин. Именно эти люди пропагандируют деятельность общества среди руководителей местных предприятий, находят для общества спонсоров.
     - Хочется поблагодарить руководство таких фирм, как ООО «Силикат», ООО «Бум-пак», ООО «Мягкая мебель», которые оказывают нам материальную помощь, - говорит Валентина Степановна. - Благодаря этому мы имеем возможность купить нашим инвалидам на праздники подарки, устраиваем
чаепития, поздравляем юбиляров. Если кто-то из членов общества заболел, мы обязательно навещаем, вручаем небольшую денежную сумму. Люди живо откликаются на эти знаки внимания, благодарят.
     Валентина Степановна показывает тетрадь, где члены общества пишут о том, что их волнует. Так, инвалид Галина Андреевна Боярова, страдающая нарушениями слуха, сделала там запись, где благодарила общество «Феникс » за то, что ей помогли приобрести специальный телефон для слабослышащих. «Теперь я могу общаться с подругами, вызвать «скорую помощь» - пишет женщина.
     Спросили мы и других членов общества «Феникс», что они думают о нем.

Иван Алексеевич Архипов:

     - О нашем обществе я могу сказать только хорошее. Три года назад я как то пришел в поликлинику и заглянул «на огонек» в комнату, где располагается общество «Феникс». Расспросил немного, а потом записался. И нисколько об этом не жалею. В руководстве там люди очень внимательные и приветливые. Вот, например, у меня с моей супругой Ниной Леонтьевной недавно была золотая свадьба. Так общество нас поздравило. Люди пришли к нам в дом с цветами, подарками. Мы были просто счастливы таким вниманием. Сам я всю жизнь преподавал ребятам труд и черчение. В жизни мне повезло - удалось повидать мир. Побывал в разных странах - Германии, Польше, Китае. Работал в учебных заведениях, которые посещали в основном дети сотрудников посольства. Сейчас я еще молод (улыбается), мне всего 78 лет. Считаю, что общество «Феникс» несет людям радость, и это очень важно.

Евдокия Ивановна Двойникова:

     - Замечательное общество! И, главное, очень нужное. Впервые услышала о нем от знакомых, среди которых есть инвалиды. Знаете, ведь мы же все общаемся друг с другом. Некоторых знаешь еще с молодых лет. Я на Силикате живу с 1961 года. А родилась в деревне, в Калужской области. Мне исполнилось 18 лет, когда наш дом сгорел. Мы с мамой перебрались сюда, на Силикат. Я поступила на завод, работала слесарем-сборщиком. Конечно, тяжеловато было. Все время - с металлом, с трубами. Пыль постоянно глотаешь. Стало подводить здоровье, пришлось работу оставить. Из слесарей переквалифицировалась… в продавцы молочного магазина. Сейчас, конечно, на пенсии, вторая группа инвалидности. Общество «Феникс» помогает нам всем выжить. Всегда ведь нужно, чтобы кто-то нашелся, чтобы всех объединить. Я записала в общество вдову моего покойного брата - Анну Осиповну Захарову. Ей 75 лет, практически не ходит. Общество помогает и ей. Я Аннушку часто проведываю, покупаю продукты, еще чтонибудь по мелочи. Она тоже с большой теплотой отзывается об обществе «Феникс».

Мария Павловна Алдонина:

     - Как я благодарна нашему обществу, ее председателю Валентине Степановне - не передать словами! Вроде бы мелочь - зашли, поздравили, вручили сувенир. Но ведь за душу берет! Дорог не сам подарок, а дорого внимание. 6 лет я уже состою в членах общества «Феникс». И все эти годы ощущаю теплоту, поддержку, заботу. Жизнь у меня была непростая, много лет проработала машинистом башенного крана. Помните старый фильм «Екатерина Воронина»? Там еще Нонна Мордюкова играла крановщицу. Вот и я так же сидела в кабине на огромной высоте, и большая неповоротливая Неповоротливая машина легко подчинялась моим рукам. Страшно ли мне было? Нисколько. По молодости все нипочем. В январе следующего года у меня будет юбилей - 60 лет. У нас в обществе «Феникс» с самого начала такая традиция - поздравлять с юбилеем, днем рождения. И это здорово!

Наталья Михайловна Комлева:

     - Я стояла у истоков создания общества инвалидов «Феникс». Вместе с Валентиной Степановной Меренковой, другими активистами хотела облегчить жизнь инвалидов. В первую очередь мы принимаем в общество тех, кто одинок, нуждается в постоянном уходе. Сама я родилась в поселке Силикат, многих знаю с детства. Мои ныне покойные родители Жогов Михаил Тимофеевич и Жогова Александра Ивановна всю жизнь проработали на силикатном заводе. Там же трудятся братья, сноха. А вот сама я работала в Москве. Сначала портнихой, а потом бухгалтером. Сейчас нахожусь на инвалидности, но продолжаю по мере сил помогать обществу «Феникс». Хожу по квартирам, узнаю пожелания, выполняю поручения руководства. Сейчас рассматриваем возможность привлечения школьников. К сожалению, времена тимуровцев миновали. Время другое. Но нам так нужны добровольные помощники! У детей ведь еще добрые, неиспорченные временем души. Нужно только зажечь их, увлечь идеей. Надеюсь, что у нас получится.
     Замечательно, что существует такое общество, объединяющее инвалидов. Хорошо, что нашлись неравнодушные, энергичные люди, душой болеющие за свое дело. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Первая ступень пройдена, нужно подниматься на следующую. Ведь даже для благотворительных организаций человек с ограниченными возможностями может быть не только подшефным, но и партнером. Особенно это касается работы с молодыми инвалидами. Может быть, стоит подумать и о том, как трудоустроить тех, кто может работать. Ведь для многих людей с ограниченными возможностями, особенно для молодых, наличие работы - не только материальное подспорье, но и мощнейшее средство социальной адаптации. Наконец, существуют специальные благотворительные гранты для организаций, работающих над социальной адаптацией инвалидов, и за них можно и нужно бороться.
     Может быть, стоит подумать и о том, чем занять инвалидов, которые еще хотят и могут работать. Существует же масса разновидностей надомного труда. Тем более что администрация, местные бизнесмены готовы поддержать новые начинания. Так что у общества «Феникс» еще масса нереализованных возможностей, оно стоит лишь в начале пути. Так пусть он будет по возможности легким и плодотворным.

Авторы: Екатерина Шлихта и Валентина Бачурина