Меню

Быть причастными к общему делу

31 октября 2012 в 13:00

- Батюшка, не так давно прошла информация о том, что на территории ОАО «Егорьевск-обувь» (ул. Владимирская) был установлен и освящен мемориальный крест. Его установка связана с тем, что в прошлом столетии на этом месте находилось городское кладбище. Дело благое, хорошее, но меня смущает то, что данный крест был установлен именно на территории фабрики, куда нет свободного доступа. Следовательно, поклониться этому кресту смогут только работники ООО «Егорьевск-обувь». А как же другие жители, чьи родственники также в свое время были похоронены на старом городском кладбище?

- Установка мемориального креста была доброй волей руководства фабрики, в память о тех, кто был похоронен на бывшем кладбище. Само кладбище давно закрыто, поэтому установленный крест - это дань памяти этому месту. На территории бывшего городского кладбища расположен также и Свято-Троицкий Мариинский монастырь, куда можно приходить молиться за умерших родственников, похороненных в свое время на старом городском кладбище.

Пройдет еще 200-300 лет, и на месте нынешних кладбищ также может быть что-то построено. Господом так и было речено, что человек, созданный из земли, в землю и отойдет, вернется. Кощунство заключается в другом: когда люди, зная, что здесь только вчера хоронили умерших, начинают тракторами и бульдозерами сравнивать могилы, выворачивая из земли кости и черепа покойников, а затем строить на «освободившемся» месте учебные заведения, магазины, дома... В этом грех. И так у нас было после 1937 г., когда старое городское кладбище безбожными властями было закрыто, а затем снесено.

Тем, кто сегодня живет, работает, учится на ул. Владимирской, на землях бывшего городского кладбища, не стоит пытаться наблюдать какую-то мистику, зацикливаться на этом вопросе. Все в порядке вещей.

- К своему стыду, я ничего не знаю о бывшем городском кладбище. Вы что-то можете о нем рассказать?

- По традиции на Руси было принято хоронить умерших за пределами села или города. Первое известное нам захоронение в селе Высоком располагалось вблизи Казанского храма на ул. Октябрьской - одного из первых храмов нашего города (а ранее — села). В XVIII столетии, когда с. Высокое преобразовали в г. Егорьевск, было принято решение открыть новое кладбище, также  за чертой города. А город тогда заканчивался там, где сегодня находится Свято-Троицкий Мариинский монастырь. На кладбище стояла церковь вмч. Никиты, а позже был построен Троицкий храм, при котором в 1900 г. открыли монастырь.

Городское кладбище к 30-м годам прошлого столетия имело протяженность от монастыря до конца территории УМ-71. На этой территории фактически располагалось три кладбища  — православное, старообрядческое и иудейское.

Закрыто бывшее городское кладбище было в 1938г., после того, как открылось ныне действующее кладбище. После закрытия Свято- Троицкого монастыря, а затем и Троицкого храма, городским руководством было принято решение ликвидировать кладбище, на котором были погребены, по их мнению, пережитки прошлого, не заслуживающие уважения. Все могилы сравняли, а на территории монастыря открыли летное училище. Старшее поколение наших горожан до сего дня помнит, как после закрытия прежнего кладбища еще долго находили на улицах человеческие черепа и кости. Такая вот «любовь к отеческим гробам».

- Батюшка, уверена, что это — не последнее историческое исследование с соответствующим «последованием», проводимое в рамках благочиния. Над чем еще работаете?

- Исторические исследования продолжаются. Надо сказать, что в то же самое время, когда мы работали над установкой мемориального креста на территории ООО «Егорьевск-обувь», произошло еще два значимых события: на кладбище в с. Спас-Леоновщина построили часовню и установили памятный крест на кладбище, расположенном между д. Подрядниково и д. Иншаково. Там раньше стояла церковь, которая в XX в. была закрыта и заброшена.

- Слышала, что и в самом селе Спас-Леоновщина восстанавливается храм.

- Да, там в прежние времена была церковь в честь Преображения Господня, затем ее закрыли и организовали в здании храма производственные цеха. В прошлом году руководством цеха здание храма было передано православной общине, и теперь на том месте активно идут работы по возрождению храма.

В ближайшее время мы ожидаем владыку, который прибудет, чтобы совершить чин великого освящения Покровского храма в с. Никиткино. В храме полностью завершены внутренние и внешние работы, он готов к великому освящению.

Восстановление всех этих храмов идет на добровольные пожертвования граждан. Сегодня благодаря священникам и общинам, которые вокруг них формируются, делается очень многое. От личности священника, настоятеля храма многое зависит.

Хочется заметить, что опыт подмосковных городов, которые расположены ближе к столице, показывает, что сегодня нужно строить новые, пусть небольшие, храмы внутри жилых массивов, где они будут востребованы. Ведь так было всегда: храмы строили там, где жили люди. Например, так был построен и наш Александро-Невский собор: город разросся до Новой слободы (так ранее называлось это место), и Н.М. Бардыгин предложил возвести здесь новый храм.

- Батюшка, на ограде противотуберкулезного диспансера, на территории которого расположено здание храма в честь Архангела Михаила, на днях появился баннер, объявляющий, что храму в нынешнем году исполняется 150 лет. Каково нынешнее положение дел с этим храмом? Его здание передано Русской Православной Церкви? 

- Да, сам храм передан Русской Православной Церкви, юридически сегодня он является подворьем Казанского Колычевского женского монастыря. Нужно сказать, что Михайло-Архангельский храм изначально, исторически, был домовым, то есть, примыкал к помещению богадельни. Сейчас в этом помещении находится противотуберкулезный диспансер. На наш взгляд, возрождать деятельность Михайло-Архангельского храма в нынешних условиях не имеет смысла.

Мы имели разговор с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, при нашей беседе присутствовал и глава Егорьевского района М.Т. Лавров, о том, чтобы приписать Михайло-Архангельский храм к Александро-Невскому собору, провести его внешнюю реставрацию и отделить от диспансера, то есть, сделать в храм отдельных вход. И затем организовать там некий благотворительный центр.

Дело в том, что ранее, когда мы только начинали свою деятельность в рамках социальных программ епархиальных комиссий, нам хватало одного помещения. Сейчас эта деятельность расширяется, потому и места для ее осуществления нужно больше. Допустим, работа по взаимодействию с медицинскими организациями, которой занимается игумен Серафим (Николин), сегодня ведется им не на приходе, а непосредственно в Егорьевской ЦРБ. Для окормления лиц, содержащихся в СИЗО (этой работой занимается игумен Феофан (Щелкунов)), открыт Никольский храм. И так далее.

При храме Александра-Невского (в церковном домике) действует благотворительная столовая, здесь же происходит благотворительная раздача вещей нуждающимся. Но в том же помещении находится и крестильный храм, проводятся акции областной станции переливания крови и ряд иных мероприятий. Какие-то из них порой накладываются друг на друга. Поэтому и хотелось бы для благотворительной деятельности в благочинии иметь специальный центр. Им мог бы стать Михайло-Архангельский храм.

- Батюшка, ходят упорные слухи, что в Егорьевске будет открыта (построена) мечеть. Отношение коренных жителей Егорьевска к данному событию настороженное. Если мечеть появится в городе, как православный человек должен на это реагировать? На мой взгляд, нам хватает национальных конфликтов, зачем еще и религиозные...

- Православным людям приличествует жить не слухами, а делами. Апостол Павел авторитетно нам сказал: «Вера без дел мертва»! Что мы сегодня делаем, чтобы сохранять и преумножать свою православную веру? К храму надо относиться не потребительски, т.е. заболел - пошел свечку ставить, поехал за границу - пришел записку подать, а по-евангельски.  Кроме того, чтобы молиться, ставить свечи, принимать святую воду, необходимо еще в вере воспитывать своих детей, принимать участие в делах милосердия, участвовать в приходской деятельности своего храма.

Прежде чем нам, православным, говорить о строительстве мечети, надо подумать о своем отношении к нашим храмам. Сегодня наш город значительно расширяется, строятся и заселяются новые микрорайоны. Но почему же нет инициаторов строительства там Божиих храмов? Вспомните Ольгу Федоровну Зрелову, стараниями которой был возведен новый храм в с. Гридино-Шувое. Эта пожилая женщина не имела никаких денег, кроме горячего желания построить храм в своем селе. И она свою мечту осуществила.

К сожалению, сегодня многие люди живут без мечты, без цели, без ответственности. Легко сказать: давайте не строить мечеть. Есть люди, которые исповедуют ислам, они всем миром собрали деньги и решили построить мечеть. Почему мы для себя, для своих детей не можем построить в новых районах новые храмы? Где наши дела, подтверждающие нашу веру? Безответственность и потребительское отношение ко всему приведет к гибели нашей христианской культуры.

В свое время премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер,  когда встал вопрос об экономической безопасности ее страны, предложила поднять налоги одинаково для всех жителей Британии. Ее оппоненты спросили: а как же бедные люди, почему они должны платить наравне с богатыми? На что М. Тетчер ответила примерно следующее: мы все живем в этой стране и должны быть счастливы, что имеем возможность жить именно здесь. За эту возможность нужно платить, чтобы и бедные, и богатые чувствовали, что это их страна. Посмотрите на муниципальное жилье, которое превратилось в трущобы только из-за того, что за него платит государство. Люди должны сами платить за свое жилье, потому что только тогда они чувствуют, что это их собственность, что ее нужно оберегать, в том числе и от внешних посягательств.

Мысль, выраженную М. Тэтчер о том, что за все нужно платить, чтобы осознавать свою причастность к данному делу, можно проецировать и на нашу ситуацию. Вот сейчас у нас идет реставрация Александро-Невского собора. На это согласился глава района, несмотря на то, что мы находимся не в самых лучших экономических условиях. Согласился местный бизнес, среди представителей которого есть люди не православные и не местные, но имеющие заботу о городе, в котором они работают. Почему же коренные жители Егорьевска относятся к данному событию равнодушно, потребительски: кто-то должен сделать, кто-то должен заплатить...

Если мы сами не будем заботиться о сохранении своей христианской веры и культуры, уважать ее, то не стоит удивляться, что в городе завтра появится мечеть.

- Как-то все печально получается...

- Нет, не печально. Я сегодня вижу в храмах молодых людей, в которых есть интерес к Евангельской истине, людей здравомыслящих, сильных, с пытливым умом. Они и вопросы-то задают стоящие, а не «какому святому помолиться, чтобы у меня в доме все было нормально». В них есть вера - живая, настоящая. И это уже хорошо.

Подготовила Е. Кашаева.