Меню

Это сложное дело — бюджет…

18 ноября 2011 в 13:00
На своем очередном заседании депутаты Совета депутатов района подвели итоги исполнения районного бюджета за 9 месяцев текущего года и рассмотрели и одобрили в первом чтении проект бюджета на год следующий, 2012-ый. С информацией по первому и второму вопросу перед депутатами и приглашенными на заседание выступил Сергей Александрович Новиков, зам. руководителя администрации района — начальник финансового управления. Председательствовал на заседании глава Егорьевского района М.Т. Лавров.   Как исполняется бюджет- 2011 Бюджет района на 2011 г. исполняется в пределах плановых назначений, хотя определенные негативные тенденции на данный момент прослеживаются. План по доходам за 9 мес. в целом исполнен на 98,5% . Наибольшее отставание от плана наблюдается по такому показателю, как доходы от других уровней власти (т.е. средства, поступающие из вышестоящего бюджета). На самом деле, это отставание наименее тревожно. Путем работы с областными министерствами и ведомствами администрации и главе района удалось получить достаточно большие средства из бюджета Московской области в бюджет района (в основном, предназначенные для ведения ремонтных работ на объектах социальной сферы). Эти средства были предусмотрены в бюджете области уже достаточно поздно, во втором полугодии 2011 г. Сейчас полным ходом идет работа по их освоению. План по собственным налоговым и неналоговым доходам бюджета района за 9 мес. текущего года исполнен на 99,8%. Если сравнивать эти результаты с итоговыми цифрами первого полугодия 2011 г., то видно, что они заметно ниже (там выполнение плана превышало 100%). Таким образом, темпы получения собственных доходов бюджета в районе снижаются. И больше всего беспокоит отставание по поступлению налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — 98,7% к плану (минус 6 млн. руб.), так как данный налог является бюджетообразующим. Тем не менее, время до конца 2011 г. имеется, поэтому остается надежда на стабилизацию положения с поступлением НДФЛ. Исполнение плана по собственным доходам бюджета продвигается в текущем году несколько хуже, чем даже в 2010-ом. Это отчасти связано с тем, что плановые цифры доходов 2011 г. были изначально завышены. План по неналоговым доходам за 9 мес. т.г. перевыполнен, хотя по отдельным позициям также наблюдается отставание. Исполнение бюджета района по доходам сказалось на исполнении бюджета по расходам. В целом план по расходам за 9 мес. 2011 г. выполнен на 99,4%. Все расходные статьи финансировались примерно в равной степени и близко к плановому назначению. В исполнении бюджета по расходам также имеются свои проблемы — наличие постоянного кассового разрыва, то есть, бюджет свои обязательства выполняет с отставанием. При этом первоочередные расходы (заработная плата бюджетников, приобретение медикаментов, оплата питания и др.) обеспечиваются своевременно. Остальные расходы приходится «притормаживать». "Если говорить о ситуации с исполнением бюджета субъективно, - резюмировал вышесказанное С.А. Новиков, - то страшного здесь ничего пока не происходит, но и радостного тоже". Комментируя ситуацию с исполнением бюджета текущего года, глава района М.Т. Лавров уточнил, что после утверждения районного бюджета на 2011 г. был принят закон об увеличении отчислений во внебюджетные фонды, и это не могло не сказаться на исполнении плановых назначений по собственным доходам бюджета муниципалитета, в частности, получению НДФЛ, так как рост заработной платы притормозился. Сегодня, когда предполагается снижение процентной ставки отчислений во внебюджетные фонды, нужно думать о возобновлении роста доходов физических лиц.   О проекте бюджета района на 2012 г. Внесением на рассмотрение Совета депутатов района проекта бюджета на 2012 г. началась достаточно длительная процедура рассмотрения и принятия бюджета района будущего года. Докладчик сразу обратил внимание депутатов на то, что цифры, внесенные на их рассмотрение, в ходе публичных слушаний, работы с депутатами, обсуждения могут измениться. Это предусмотрено Бюджетным кодексом РФ. А если говорить о проекте бюджета района на 2012 г., то эти изменения произойдут обязательно. Связано это с тем, что согласно Бюджетному кодексу каждое муниципальное образование обязано разрабатывать проекты собственных бюджетов на основе имеющихся нормативов зачисления налогов и имеющихся цифр межбюджетных трансфертов, то есть, на основе имеющейся нормативной документации. А это не всегда то, что в реальности требуется муниципальному образованию. И оно борется за приближение навязанных ему цифр к необходимым. С.А. Новиков заметил, что представленный на рассмотрение районным депутатам проект бюджета администрацию района не устраивает, так как он не удовлетворяет потребности территории в развитии. Поэтому работа с министерствами Московской области, которая ведется постоянно, была активизирована с целью получения дополнительных доходов бюджета. Здесь большую поддержку району оказывает председатель Московской областной Думы, наш депутат В.Е. Аксаков. "Надежды на то, что нам удастся увеличить доходную часть районного бюджета, сохраняются", - сказал докладчик. Представленный депутатам проект бюджет Егорьевского муниципального района на 2012 г. сверстан на основе проекта бюджета Московской области на тот же год. По сути (состоянию), он сформирован на уровне бюджета района на 2011 г. То есть, цифры в нем (в абсолютном выражении) более высокие, чем в текущем году, но потребности района эти цифры удовлетворяют в той же степени, что и в текущем году. Уже не первый год (с 2008 г.) наблюдается тенденция к тому, что 80% (и более) доходов бюджета района расходуется на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и начислений на нее. И все меньше и меньше средств остается на развитие территории. В 2012 г. работа по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы будет продолжена. Она пройдет в два этапа: первое повышение намечено на 1 января, второе — 1 сентября 2012 г. Общее увеличение фонда оплаты труда составит примерно 12%. Это дополнительно около 100 млн. руб. бюджетных средств. В следующем году должно произойти снижение процента отчислений от ФОТ во внебюджетные фонды — с 34,2% до 30,4%. Это также должно сыграть положительную роль в увеличении доходности районного бюджета. Если предположить, что бюджет района на 2012 г. все же окажется в пределах тех цифр, что заложены в представляемом проекте, то на уровне текущего года прожить территории удастся. Т.е. минимально необходимые потребности муниципальных учреждений, минимально необходимые потребности для реализации функций органов местного самоуправления этот бюджет обеспечит. Сравнивать по цифрам бюджеты текущего и нового года трудно. Дело в том, что практически ежегодно случаются какие-то нововведения, реформации и прочее, каждый год меняются полномочия органов местного самоуправления, что отражается на составе бюджета. В частности, в 2012 г. предполагается совершенно новая схема финансирования здравоохранения. Дело в том, что в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, которым предполагается передача полномочий по организации первичной медицинской помощи на уровень субъекта федерации. Сейчас этим занимаются органы местного самоуправления. Схема финансирования здравоохранения при этом поменяется, то есть, теперь расходы здравоохранения будут финансироваться в рамках субвенций из областного бюджета. Таким образом, будет другой порядок финансирования и более жесткие ограничения. Также с 2012 г. из местного бюджета уходит финансирование органов правопорядка. То есть, если ранее район мог оказывать органам правопорядка финансовую помощь из районного бюджета, и достаточно существенно, мог решать какие-либо неотложные вопросы, то с будущего года эта возможность исчезает совсем. По сравнимым показателям бюджетов 2011-го и 2012 года рост плановых цифр по расходам составляет примерно 150 млн. руб. Структура расходов бюджета в 2012 г. (если не брать расходов на здравоохранение и органы правопорядка) остается той же, что и во все предыдущие годы. Бюджет сохраняет свою социальную направленность, наиболее крупным разделом в расходной части остается образование. Комментируя сказанное докладчиком, глава района М.Т. Лавров заметил, что сегодня органы местного самоуправления достаточно несамостоятельны в планировании местного бюджета, нормативы утверждает область, они едины для всех районов Подмосковья. В проекте бюджета на 2012 г., сказал далее глава, практически не предусмотрены расходы на выполнение каких-либо крупных работ, поэтому руководителям всех структурных подразделений необходимо продолжить работу с областными министерствами и ведомствами с целью вхождения в различные областные программы, предусматривающие выделение средств на реализацию тех или иных крупных мероприятий. Если мы с нашими потребностями не окажемся включенными в эти программы, больше денег нам взять будет неоткуда. Нужно делать все возможное, чтобы в 2012 г. средства на строительство и капитальный ремонт в социальной сфере у района были. Депутаты приняли в первом чтении проект бюджета района на 2012 г. 11 ноября в большом зале администрации района прошли публичные слушания по проекту бюджета Егорьевского муниципального района на очередной год. Все замечания и предложения, высказанные в ходе слушаний, будут учтены в ходе дальнейшей работы над бюджетом-2012. Подготовила Е. Кашаева ИА Егорьевское утро