Меню

И вновь — о проблемах ЖКХ

17 декабря 2010 в 13:00
Не так давно в ЦКиД «Пегас» состоялась встреча жителей Егорьевска с руководством города и представителями сферы ЖКХ. Встреча была организована клубом «Золотой запас» совета ветеранов и посвящалась вопросам деятельности местного жилищно-коммунального хозяйства. Во встрече участвовали, в частности, глава городского поселения Егорьевск В.А. Валявков и зам. главы администрации городского поселения Егорьевск по вопросам ЖКХ В.П. Щеглюк. В четверг, 2 декабря т.г., мы встретились с Владимиром Алексеевичем и Вячеславом Павловичем, чтобы подвести итоги вышеозначенной встречи.   - Одним из вопросов, часто задаваемых на последней встрече в «Золотом запасе», был вопрос о том, почему уменьшился размер жилищных субсидий, - начал нашу беседу В.А. Валявков. - Сразу скажу, что теперь жилищные субсидии не являются вопросом, курируемым администрацией городского поселения Егорьевск. Этот вопрос вновь отнесен к компетенции района. Могу предположить, что это связано с ростом пенсий: растут пенсии — уменьшаются субсидии. Это нормы законодательства. Но квалифицированнее на данный вопрос все же может ответить и.о. начальника отдела жилищных субсидий администрации Егорьевского района Е.В. Карасева. Я переговорил с ее непосредственным начальником, зам. руководителя администрации района — начальником финансового управления С.А. Новиковым, и мы сошлись во мнении, что ответ на вопрос о причинах снижения размера жилищных субсидий будет подготовлен и размещен в местных СМИ. (На стр. 6 нашего еженедельника вы можете ознакомиться с данной информацией. - прим. редакции.) Вообще, оценивая встречу в целом, могу сказать, что вопросов, задаваемых гражданами, не стало ни больше, ни меньше. Из позитивного можно отметить, что заметно сократилось число вопросов, связанных с теплоснабжением жилых домов, протечками кровель. Значит, здесь мы постепенно наводим относительный порядок. Продолжает сохранять актуальность тема качества подаваемой в жилищный фонд воды. На встрече директор «Водоканала» А.А. Падышев ответил на вопросы о качестве воды общими фразами: нужны новые станции очистки воды. Мы пытаемся войти в целевую федеральную программу «Чистая вода», подали соответствующие заявки, но как ситуация будет развиваться дальше — сказать сложно.    - Владимир Алексеевич, а какие мероприятия входят в названную программу?   В. Валявков: - Самые разные. Это и строительство станции очистки воды, и замена  трубопроводов...    - А что бы конкретно Егорьевск хотел для себя иметь в рамках данной программы?   В. Валявков: - Для нас самое актуальное — еще одна станция очистки воды. Вообще, нам их необходимо штук пять как минимум (станция очистки нужна в теории на каждом водозаборном узле). Если же смотреть мировую практику, то там широкое применение имеют индивидуальные фильтры. Не думаю, что Россия здесь станет исключением из правила.    - Тогда зачем нам еще станции очистки воды?   В. Валявков: - Чтобы довести качество воды до такого уровня, когда ее хотя бы можно было без опасений использовать для бытовых нужд.   В. Щеглюк: - Хотя я бы не сказал, что у нас вода сильно нехороша.    - Не знаю, какая вода у вас в старой части города, а у нас в 4-м м-не и ее цвет, и ее запах нередко оставляют желать лучшего. Во всяком случае, ванную, раковину и унитаз от желтизны я отчищать уже замучилась. И картриджи в фильтрах сроки службы не выдерживают.   В. Валявков: - Был вопрос, можно ли пить холодную воду из-под крана. Я, честно говоря, не рекомендовал бы.   В. Щеглюк: - Лично я воду из-под крана пью — даже без всяких фильтров.   В. Валявков: - Мы воду для питья набираем на роднике на Жуковой горе. Но рекомендовать всем следовать моему примеру не стану.     - К теме качества воды: Вячеслав Павлович, вы не подскажете, что такое есть в нашей горячей воде, что после ее использования кожа на теле начинает сохнуть? У нас в микрорайоне горячую воду поставляет квартальная котельная.   В. Щеглюк: - В квартальной котельной открытая система водоразбора. Это значит, что горячая вода проходит и через систему отопления. Также вода проходит систему химической подготовки. Возможно, на чувствительную кожу это как-то и влияет.   В. Валявков: - Кстати, программа «Чистая вода» предусматривает и мероприятия по уходу от открытого водоразбора. Мы об этом тоже мечтаем, но это далеко не ближайшая перспектива.   В. Щеглюк: - Как минимум, на эти цели нужно денег в размере двух годовых бюджетов городского поселения Егорьевск.    - Скажите, а качество горячей и холодной воды Роспотребнадзор контролирует?   В. Щеглюк: - А как же! В принципе, эту воду можно выпить, и с вами ничего не случится.    - Такое качество воды — это проблема износа труб, или есть иные причины?   В. Щеглюк: - Нет, такой она поступает уже из скважин. Качество воды в водоносном горизонте, из которого мы ее берем, за последние годы ухудшилось. Станция очистки с такой нагрузкой уже не справляется.   В. Валявков: - На встрече я порекомендовал гражданам использовать индивидуальные фильтры. Вообще же, применять более мощную очистку для всей подаваемой потребителям воды несерьезно: мы ведь используем ее не только для питья и приготовления пищи, но и в технических целях.    - Хорошо, закрываем на этом тему качества воды. Какие еще вопросы поднимались на встрече?   В. Валявков: - Немало вопросов было связано с ремонтом подъездов. На большинство из них тут же в зале ответили представители управляющих компаний. Серьезные нарекания были на качество уборки подъездов и своевременность вывоза мусора.   В. Щеглюк: - По опиловке деревьев много вопросов задавалось. Это сегодня крайне сложная тема: одни жители говорят, что нужно деревья у дома пилить, другие тут же грудью встают на защиту зеленых насаждений. И не знаешь, что делать: пилить или не пилить...   В. Валявков: - У нас во многих дворах деревья находятся в критическом состоянии. Мы сегодня только их и удаляем. Остальные работы — лишь по конкретным заявлениям от граждан. На большие объемы работ денег не хватает.    - Владимир Алексеевич, вопрос в тему. На днях смотрела по Егорьевскому ТВ интервью с зам. руководителя администрации района по развитию территории Д.Б. Лубяным. Речь шла о жилищном строительстве, и ведущая программы М. Овсянникова поинтересовалась, не будут ли сводить под застройку тот небольшой перелесок, что сохранился на территории 3-го м-на. Денис Борисович ответил, что таких планов у города нет, потому что для жилищного строительства в городе имеется немало иных участков. Я с Д.Б. Лубяным вполне согласна, но меня интересует другое — наведение порядка в этом перелеске. Сейчас он в таком состоянии, что больше похож на рассадник заразы, чем на «легкие» города. Чьи это земли и кто здесь должен убираться?   В. Валявков: - Это земли лесного фонда, но городские, не федеральные. Чтобы начать там что-либо делать, необходимо — согласно законодательству — разработать лесохозяйственный регламент и ряд иных документов. (Лесохозяйственный регламент – основа для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества — прим. ред.) В прошлом году на разработку названных документов мы истратили 200 тыс. руб. В этом году в плане израсходовать еще 400 тысяч... После получения всех необходимых документов мы сможем вести необходимые работы в этом лесочке. Но сводить его под строительство точно никто не намерен. Нам нужно сносить аварийный жилищный фонд, а на его месте вести новое строительство.    - А в лес, который находится через дорогу от 4-го м-на, с какими-либо работами город заходить не собирается?   В. Валявков: - Нет, пока в наших планах такого нет. У нас на территории города есть еще лес, расположенный вблизи Княжеского озера. С ним бы разобраться... Что касается вопросов утилизации ТБО, то здесь управляющие компании проводят большую работу по оптимизации расположения контейнерных и бункерных площадок. В частности, стараются, чтобы эти площадки находились внутри жилых массивов, а не близ транзитных трасс, где контейнерами и бункерами может воспользоваться кто угодно. Правда, теперь возникла другая проблема: транзитники стали выбрасывать свой мусор прямо на обочины дорог. На 2011 г. мы заложили в бюджет на обслуживание городских дорог денег на 4 млн. руб. больше. Надеемся, удастся чаще убирать с обочин и мусор.   - За счет чего удалось увеличить суммы в бюджете на обслуживание дорог?   В. Валявков - Отчасти увеличились нормативы отчислений на обслуживание дорог. Но еще мы рассчитываем, что в 2011 г. нам будут выделены дополнительные средства на ремонт и содержание дорог и из федерального бюджета. Соответствующие заявки на субсидирование мы уже подали.    - Скажите, как в этом году обстояли дела с ремонтом внутриквартальных дорог?   В. Валявков: - В течение последних трех лет мы ежегодно выделяем из бюджета и тратим на ремонт внутриквартальных дорог по 2 млн. руб. Это приличные затраты, хотя  по-прежнему состояние внутриквартальных дорог не везде отвечает современным требованиям. Если брать 1-й м-он, то там от силы четверть территории осталось привести в порядок - в плане ремонта внутриквартальных дорог. В 4-ом и 3-ем м-нах также года 3-4 назад  проводились аналогичные работы. Возможно, подошла пора вновь к ним приступить.    - Какой район города в плане состояния внутриквартальных дорог находится в наиболее критичном состоянии?   В. Щеглюк: - Честно говоря, я не вижу такого района в городе. Везде сегодня ситуация примерно одинаковая.   В. Валявков: - Просто, наверное, те места, где ремонтные работы не велись, выделяются сегодня наиболее ярко. Например, такое место было во 2-ом м-не возле дома №31. Там и дорога разбита, и ливневая канализация засорилась, и тротуар не ремонтировали.    - То есть, на контрасте это получается заметнее?   В. Валявков: - Безусловно. Такой же пример — дом №4 в 1-ом м-не. Он находится в низине, и от него затруднен сток воды.    - Мы сейчас говорим про состояние асфальтового покрытия внутриквартальных дорог и площадок, а к кому обращаться по поводу состояния незаасфальтированной территории дворов? Сейчас в связи с тем, что у населения появилось много транспорта и на нем все, кому не лень, свободно ездят прямо через дворы, территории дворов настолько разбиты, что напоминают вспаханное поле.   В. Валявков: - Да, это так, и как раз по этому поводу на встрече было наибольшее число вопросов (в сравнении с вопросами об асфальтировании дорожек). Это безобразие можно устранять только строительством парковок внутри микрорайонов. Но в год мы реально можем делать 1-2 большие парковки, потому что стоимость одной парковки составляет от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.    - Парковки парковками, но иные автомобилисты ездят дворами, чтобы миновать светофоры и сократить путь из точки А до точки Б...   В. Щеглюк: - Соглашусь. Но мы сейчас на въездах в микрорайоны ставим знаки «Жилая зона», а это значит, что скорость движения здесь должна быть 5 км/час.   - Соблюдение требований дорожных знаков и законов в России — дело относительное. Да и проблему с обезображиванием территорий дворов эта мера не решает.   В. Валявков: - Запретительными мерами ее не решить. Здесь нужно искать какие-то компромиссы и поднимать культуру населения.    - Но неужели за парковку машины в неустановленном месте сегодня не штрафуют? Лет 10 назад моего мужа административно-техническая инспекция оштрафовала только за то, что он оставил машину во дворе на 30 мин., чтобы сходить пообедать. А сейчас машины во дворах стоят круглосуточно — и ничего!   В. Валявков: - Могут оштрафовать  за парковку на газонах.    - Да сейчас во дворах газонов практически не осталось: все заезжено и перепахано машинами!   В. Щеглюк: - Административно-техническая инспекция не может запросить у гражданина ни паспорта, ни водительского удостоверения. Это может сделать только милиция, ГИБДД. А у милиции и ГИБДД нет права штрафовать за парковку на газоне.   В. Валявков: - Вообще, процедура применения жестких санкций сильно забюрократизирована. Штрафы минимальные, волокита максимальная... В итоге все сводится к сознательности граждан. А служба административно-технического надзора сегодня переведена чуть ли не на хозрасчет: им не важно, сколько актов будет составлено, важно, сколько денег будет собрано.    - Кстати, насчет денег. Как у нас обстоят дела со сбором платежей населения за услуги ЖКХ?   В.Валявков - В сравнении с началом нынешнего года положение несколько улучшилось. Собираемость платы за жилье и коммунальные услуги на территории района сегодня составляет в среднем 95-96%. В данном направлении  неплохо поработали управляющие компании, которые начали применять к должникам все возможные законные меры.   В. Щеглюк: - Заставили работать и суды, и судебных приставов. Вернее, сдвинули этот механизм с мертвой точки.   В. Валявков: - «Крепким орешком» остаются лишь 3-4% активных неплательщиков. Я не беру во внимание граждан и семьи, где реально нечем платить за жилье и коммунальные услуги. Их не так уж и много. Но есть квартиры, которые плохо содержатся, плохо эксплуатируются, которые стали притоном для бомжей, в которых при одном официально прописанном по найму проживают десятеро... И мы волей-неволей подходим к тому, что гражданам, проживающим по соседству, нужно о таких фактах сообщать куда следует, предъявлять претензии. Потому что общедомовые приборы учета на законодательной основе начали ставиться повсеместно, и если ситуация не изменится, законопослушным гражданам придется платить из своего кармана за незаконопослушного соседа. Кстати, на встрече в «Золотом запасе» задавались вопросы по общедомовым приборам учета: будут ли какие-то льготы у пенсионеров при оплате за их установку? Законодательно никаких льгот на эти цели нигде не предусмотрено. Но установка счетчиков    в целом себя окупает. Был также задан следующий вопрос, на который мы не успели ответить в ходе встречи: получил ли Егорьевский район средства на ремонт жилья и инженерных коммуникаций из федерального бюджета (Фонд содействия реформированию ЖКХ)? Нет, на ремонт жилья и инженерных коммуникаций средств мы не получили, получили лишь деньги на переселение жильцов из аварийного жилищного фонда. Для того, чтобы получать средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ, необходимо выполнять жесткие  условия данной программы. В частности, от нас требуют создания более 100 товариществ собственников жилья, передачи управления жильем и энергетического хозяйства в частные руки и т.д. Видя перед глазами немало негативных примеров того, к чему приводит поспешность в разгосударствлении в сфере ЖКХ, мы по такому пути не пошли. Поэтому средств из Фонда мы не имеем. Мы, безусловно, понимаем, что создание ТСЖ — это наша перспектива, но это перспектива не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Задавалось несколько вопросов по уличному освещению. Там, где эта проблема легко устраняема, она будет устранена. Но остаются вопросы по освещению территории ММС и ул. Совхозной. Вопросы больные, требующие для решения значительных затрат. Но и их мы будем решать. Вообще, по нормативам нам предусматривают в  бюджете на уличное освещение денег в два раза меньше, чем требуется по факту. Например, на 2010 г. на эти цели в бюджете поселения было запланировано 9,9 млн. руб., а реально израсходовано уже 21 млн. руб. И это только плата за электроэнергию и замену ламп. Причем, половина ламп, установленных в городе в приборах уличного освещения, - энергосберегающие. Положительных подвижек в плане улучшения финансирования уличного освещения не предвидится. Были вопросы по поводу того, когда в том или ином доме будет выполнен капитальный ремонт. По жилищному законодательству средства на капитальный ремонт своего дома собственники жилья  должны собирать сами. Как станут производиться эти сборы — решает общее собрание собственников жилья: или это будет единовременная плата, или ежемесячные отчисления на статью «Капитальный ремонт». В новых домах, безусловно, эта проблема решается проще, в старых — сложнее, потому что затраты выше. Но без инициативы самих жильцов ни там, ни там ничего с места не сдвинется. Я не могу не согласиться с жителями, которые говорят, что своей квартплатой они давно окупили и стоимость самого жилья, и все капвложения в него. Но прошлые заслуги сейчас в зачет не принимаются. У кого-то до перестройки на сберкнижке лежали деньги, которых хватило бы на покупку не одной машины. Но сегодня вам никто этих машин не даст. Спрашивали, кто должен платить за установку приборов учета в муниципальных квартирах и надо ли ставить счетчик, если в квартире никто не прописан. Счетчики нужно ставить всем и в любом случае, это требование законодательства. Собственники жилья за установку приборов учета платят самостоятельно. Наниматели жилья платят за установку индивидуальных приборов учета, а на установку общедомовых в бюджете 2011 г. заложены определенные средства.   - То есть, тот, кто является нанимателем муниципального жилья, за установку общедомовых счетчиков платить не будет?   В. Валявков: - Да, вы правильно поняли. Установка общедомовых приборов учета — обязанность собственников жилья. На вопрос об установке детских игровых площадок отвечу следующее. В 2010 г. мы установили лишь три площадки, на 2011 г. планируем смонтировать шесть-семь.    - Новые площадки — это хорошо. А средства на ремонт уже установленных спортивных и игровых площадок выделяются?   В. Валявков: - Ремонты детских площадок в рабочем порядке выполняются силами управляющих компаний и за счет средств бюджета поселения. Спортивные площадки ремонтируются за счет средств фонда, имеющегося у комитета по делам спорта и молодежи администрации района. В д. Михали в этом году практически заново построили хоккейный корт за счет средств бюджета поселения.   - Скажите, Владимир Алексеевич, гражданам самим нужно обращаться в администрацию городского поселения, если в их дворе игровая или спортивная площадки требуют ремонта?   В. Валявков: - Можно обратиться самим с заявкой в отдел благоустройства управления ЖКХ администрации городского поселения Егорьевск. Но вообще, как правило, управляющие компании информируют нас о необходимости проведения тех или иных ремонтных работ. Граждане спрашивали, кто должен осуществлять контроль за деятельностью управляющих компаний. Могу сказать, что мы еженедельно проводим оперативные совещания со всеми управляющими компаниями, но по закону контролировать деятельность управляющей компании должны сами граждане — собственники жилья в многоквартирном доме. Собственники жилья в любой момент могут собрать общее собрание и пригласить управляющую компанию отчитаться перед ним о своей деятельности. Также все управляющие компании обязаны ежегодно отчитываться перед собственниками жилья в той или иной форме. Один из способов отчета — публикации в СМИ. Если деятельность управляющей компании собственникам жилья не нравится, общее собрание вправе принять решение о расторжении договора и заключении его с другой управляющей организацией. Такие примеры в городе уже есть.   - Скажите, определен ли законодательно процент, который управляющая компания может оставлять на свое содержание?   В. Валявков: - Эти затраты входят в состав затрат на содержание многоквартирного дома. Но при этом общий рост  платы граждан за содержание жилья (куда включатся и оплата деятельности управляющей компании) не должен  превышать установленных законом нормативов.    - Скажите, решился ли как-то вопрос с теплообеспечением тех трех домов, с которыми перед началом отопительного сезона имелись серьезные проблемы? Это д. №6 в по ул. Владимирской, д. №29 в 6-ом м-не и д. №8 по ул. Советской.   В. Щеглюк: - Все три названных дома теплом обеспечиваются, хотя сказать, что все проблемы окончательно сняты, пока нельзя.    - На последнем заседании Совета депутатов района из уст Д.Б. Лубяного прозвучала информация о введении инвестиционной надбавки на услуги МУП КХ «Егорьевские инженерные сети». Что это за надбавка? Повлияет ли она на размер платы за коммунальные услуги для жителей города и района?   В. Щеглюк: - Речь идет о надбавках к тарифам на услуги теплоснабжения для потребителей (это не только граждане, но и предприятия, организации и учреждения). Они оговорены инвестиционной программой МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» «Развитие системы теплоснабжения на 2011-2013 гг.». На размер оплаты за коммунальные услуги установление данной надбавки не повлияет. Просто из общей суммы платы за теплоснабжение энное количество средств целевым образом будет направляться на модернизацию системы теплоснабжения.   - Получается, что население будет выступать соинвестором в реализации названной программы? Но разве можно «назначать» инвестора без его ведома?   В. Щеглюк: - На это есть федеральный закон №210 от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с дополнениями и изменениями к нему.   - Спасибо за интересную беседу. До встреч в новом году! Подготовила Е. Кашаева, «Егорьевское утро»