Меню

Кораблю знаний плыть…

11 сентября 2006 в 13:00
    День знаний в городских школах начнется вполне традиционно - с торжественных линеек, первых звонков, цветов и подарков, каких - рассказывать не будем, пусть для ребят это станет сюрпризом. Свой дар первоклассникам и ученикам начальной школы сделает и Московский областной фонд культуры - спектакль "Мир музыки" в исполнении артистов ассоциации "Садко". В доме культуры "Надежда" театрализованное действо начнется в 10.00, в ДК "Силикат" - в 12.00, в ДК "Белая Дача" - ровно в 14.00. Такой неожиданный подарок не случаен, ведь нынешний учебный год объявлен Годом славянской письменности и культуры - об этом в первые часы занятий расскажут школьникам учителя. А вот какие  еще открытия ожидать детям и их родителям в новом учебном году, в преддверии Дня знаний редакция "КС" попросила рассказать начальника отдела образования администрации Юлию Зуеву.  
- Юлия Юрьевна,  прежде хотелось бы узнать об итогах года прошедшего. /иgt;  
- Прошедший учебный год, не хвастаясь, можно назвать вполне успешным. Судите сами. Золотые и серебряные медали получили 11 выпускников, 6 выпускников 9-х классов получили аттестаты особого образца. 20 учащихся, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, были удостоены именной стипендии главы города,  которая составляет 500 рублей в месяц. В 2005 году  учащаяся Котельниковской детской школы искусств Светлана Трещинкина стала Лауреатом стипендии  Губернатора Московской области. Она же названа призером литературного  конкурса "Моя будущая профессия", проводимого в рамках празднования Дня труда. Оптимистичными можно назвать и результаты эксперимента, который проходил в городских школах в прошлом году./иgt;  
- Вы имеете в виду единый госэкзамен?  Какова будет дальнейшая судьба этого эксперимента в Котельниках?/иgt;  
- Да, речь идет именно об этом животрепещущем вопросе, предусматривающем совмещение государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов и вступительных экзаменов для поступления в вузы. 2005-2006 учебный год стал третьим годом участия Московской области в эксперименте по введению ЕГЭ, а вот для общеобразовательных учреждений города Котельники - первым. И хотя смельчаков, решивших попробовать свои силы  в новом виде выпускных испытаний, оказалось немного, все же удалось снять  большинство опасений учащихся, родителей и педагогических работников, связанных с новой формой проведения экзаменов.В немалой степени этому способствовали и набранные нашими учениками баллы. Хороших оценок больше, чем удовлетворительных, неудов нет ни одного. Но у ребят еще есть время потренироваться: введение ЕГЭ в российских школах планируется с 2009 года./иgt;  
- Каковы первые итоги реализации на территории города национального проекта "Образование"? Ведь наши школы тоже принимали участие в конкурсе./иgt;  
- В результате участия в конкурсном отборе школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и лучших учителей, достигших высокого педагогического мастерства и внесших значительный вклад в образование, школа № 2 получит из федеральных средств 500 тысяч рублей на развитие своей материально-технической базы. Кабинеты физики и химии остальных школ, даже не принимавших участие в конкурсе, в рамках реализации ПНП «Образование» оснастят новым оборудованием. Учителю русского языка и литературы Галине Евгеньевне Сунцовой в качестве поощрения будет приобретен комплект оборудования «рабочее место учителя».
    Еще одним этапом реализации проекта стала выплата денежного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя.
Надеемся, что в результате повышающегося уровня  воспитательной работы в школах в этом учебном году в расписании уроков появится и "забытая" графа "классный час", и необходимые в организации работы тетради всеобуча.
   В наступающем учебном году в городе начнет работу городское методическое объединение классных руководителей, создание которого продиктовано требованиями времени. В рамках реализации проекта  в течение нового учебного года будет проводиться городской конкурс "Самый классный классный", его главная цель - утверждение приоритета воспитания как части образовательного процесса. /иgt;/иgt;/иgt;/иgt;  
- Это означает, что школа вновь возлагает на себя воспитательные функции. Чем это вызвано и в каких направлениях вы предполагаете действовать?/иgt;  
- Вернулись мы к тому, от чего когда-то ушли, по одной простой причине. Школу не случайно называют вторым домом. Ребенок проводит здесь почти целый день. Можно считать и дальше, например, сколько дней он проведет в школе за все время обучения. Вполне естественно, что, общаясь с одноклассниками, малыш будет впитывать в себя не только знания. Наша задача - сделать так, чтобы каждый ребенок, участвуя в общем коллективном деле, ощутил себя частью единого целого и жил бы идеями и настроениями не только своего класса, группы, школы, а и всего города. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определена приоритетность воспитания: "Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе". Все это возможно, если воспитательный процесс будет осуществляться в нескольких направлениях: познавательном, героико-патриотическом, социально-ориентирующем, духовно-нравственном, гражданско-правовом, спортивно-оздоровительном и художественно-эстетическом. Работа в этих направлениях велась и раньше, просто отныне они будут развиваться более активно./иgt;  
- Кстати, о приоритетах. Все ли устраивает отдел образования в организации познавательного учебного процесса? Будут ли внедряться новые программы и методики?/иgt;  
- Все мы понимаем, что система образования должна соответствовать запросам времени. При этом центральной фигурой остается учитель. К сожалению, некоторые педагоги пытаются воспроизвести тот тип обучения, который когда-то получили сами. В итоге они не слышат детей, а ученики не понимают и не принимают их. Это, скорее, не вина отдельного учителя, а проблема всего общества. Да, система образования всегда в сложных отношениях со Временем. С одной стороны, образование по своей природе консервативно, оно просто обязано критично воспринимать новшества, ведь эксперименты в образовании - это эксперименты на детях, на их будущем. С другой стороны, отставание от времени гибельно для школы - нет ничего худшего, чем застывшая, выпавшая из жизни школа, неспособная ни привлечь учеников, ни дать им адекватную подготовку к современной жизни. Вектор устремлений диктует время. Поиск оптимальных путей и форм перехода от традиционной модели обучения к развивающей, создание условий, способных обеспечить обучающимся возможность выбора направлений деятельности в соответствии со своими возможностями, чтобы к выпускному классу учащиеся не только получили определённую сумму знаний, но и смогли бы адаптироваться к изменяющемуся миру, самостоятельно принимать решения и отвечать за них./иgt;  
- Но под лежачий камень вода не течет, ведь надо найти в себе силы перестроиться, то есть на первый план вновь выходит учитель? /иgt;  
- Да, время предъявляет к учителю новые запросы. Чтобы им соответствовать, нужны дополнительные знания. Любая экспериментальная и инновационная деятельность требуют постоянного повышения квалификации. Выяснилось, что как раз этому-то в школах и не уделяется должного внимания, то же самое можно сказать и о самообразовании. За прошедший год 20% учителей проявили инициативу и повысили свою квалификацию. Высокими нагрузками учителя объясняют тот факт, что у них не остается времени на то, чтобы обобщить собственный наработанный педагогический опыт. Именно эти данные стали бы великолепным подспорьем в исследовательской работе, ведущейся в школах.
   Помогут школе вступить в новую эру и молодые специалисты с их свежим взглядом на процесс обучения детей. Очень приятно, что в этом году в наших учреждениях пополнение - к нам приходят еще 3 выпускника педагогических вузов. Надо отдать должное и учебным заведениям - на самом деле застойные времена давно миновали. Опробуются новые формы, проходят апробацию авторские методики. В новом году наш город включается в эксперимент по работе с новым методическим комплектом "Сферы" по географии, он коснется учеников шестых классов.
   С теми методиками, по которым работают школы, учителя знакомят родителей во время проведения «Дня открытых дверей». Например, в минувшем году они были тематическими.
   В школе № 2 «День открытых дверей» проводился под девизом "Пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся - залог успеха развития личности", в школе №3 - "Модернизация существующей традиционной системы на основе методического и дидактического реконструирования материала".
В новом учебном году решено использовать новые формы этой работы: в школе № 1 будут проведены «открытые музейные уроки», в школе № 2 - открытое заседание педагогического совета школы, а в школе № 3 пройдет «День открытых дверей» для родителей учеников начальной школы./иgt;/иgt;/иgt;/иgt;/иgt;  
- Сегодня и на федеральном уровне, и на региональном действуют программы "Одаренные дети". Уверены, и земля Котельников богата талантами, и, если судить по результатам выпускных экзаменов, их с каждым годом становится все больше. Как в школьной среде ищут одаренных ребят?/иgt;  
-  Одна из форм выявления таких детей - предметные олимпиады.
   В 2005-06 учебном году  в городских предметных олимпиадах приняли участие 350 школьников. Особо хотелось бы отметить учащегося школы № 3 Михаила Корзунова, занявшего 7 призовых мест, учащихся школы № 2 Ирину Терезанову и Анну Быкову, получивших по 4 призовых места,  Евгения Берсенева из школы № 1, у него 3 призовых места, Галину Бажукову и Марию Малееву, учащихся школы № 3, занявших по 3 призовых места.
   И все-таки мне кажется, что чем раньше будет выявлена сфера одаренности, тем больше возможностей взрастить из ученика истинный талант. Поэтому наша важнейшая задача - постоянно расширять спектр образовательных услуг для проявления разного рода способностей и дарований наших детей.
Для решения данной задачи в новом учебном году планируется проведение научно-практической экологической конференции "Природа встречает гостей" и включение в перечень городских предметных олимпиад проведение олимпиады по экологии. По инициативе ООО "Технопром" в новом учебном году состоится Интернет-олимпиада./иgt;/иgt;/иgt;/иgt;  
- И еще одна проблема, на которой мне хотелось бы остановиться в заключении - это безопасность наших детей. Все мы хорошо помним события в Беслане, превратившие всенародный праздник в День всенародной скорби. /иgt;  
- Эти события заставили пересмотреть  вопрос обеспечения безопасности детей и поставить на первое место. Повышение мер по усилению антитеррористической защищенности объектов образования предусмотрено Постановлением Правительства Московской области  № 579/37 от 22.09.2004 года. С 2004 по 2006 год в нашем городе были приняты многие меры в соответствии с этим Постановлением: оформлены паспорта безопасности, установлены кнопки тревожной сигнализации, телефоны с автоматическим определителем номера, организован  пропускной режим и круглосуточная охрана. Во всех детских дошкольных учреждениях установлено наружное видеонаблюдение. Такой же системой на средства Благотворительного фонда социальных инициатив "Народное предпртятие" оснащена школа № 3. Установлены автоматические системы пожарной сигнализации в школе № 2, ДОУ "Ладушки", "Светлячок", запланирована такая же система и в школе № 3. Со временим они появятся и в остальных образовательных учреждениях./иgt;   Записала Анна Буслова Газета "Котельники Сегодня"