Меню

Наш друг и помощник ЕГЭ

4 апреля 2011 в 13:00
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведен в 2001 г. в республиках Чувашия, Марий Эл, Саха (Якутия), а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел в 16 регионах страны. В 2003 г. эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004-ом — 65 регионов страны. В 2006 г. ЕГЭ уже сдавали около 950 тыс. школьников в 79 регионах России. В 2008 г. его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. Сегодня об этом феномене нашей жизни – Едином государственном экзамене, мы беседуем с Галиной Ивановной Быстровой, главным специалистом комитета по образованию администрации Егорьевского района, муниципальным координатором ЕГЭ на территории Егорьевского муниципального района.   - Галина Ивановна, насколько я знаю, ЕГЭ вы занимаетесь уже не первый год.   - На самом деле, я здесь, в комитете, работаю третий год, третий год и занимаюсь вопросами, связанными с ЕГЭ.   - Давайте для начала коснемся того, что было. Ведь ЕГЭ действует у нас не первый год…   - ЕГЭ у нас уже давно. Начиналось все с экзаменов по русскому языку и литературе. Потом начали добавлять другие предметы - по выбору. В основном все сдавали обществознание. И вот уже второй год ЕГЭ работает в штатном режиме. То есть, в Законе РФ «Об образовании» отдельной строчкой записано, что государственная итоговая аттестация в 11-12 классах проходит в форме Единого государственного экзамена.   - Что конкретно на нашей территории показало введение ЕГЭ? Бытуют разные мнения о ЕГЭ – положительные, отрицательные. Например, год назад по поводу ЕГЭ мы беседовали с директором вечерней школы Н.Е. Чеботаревой. Она, в принципе, давала хорошую оценку ЕГЭ как способу проведения внешней оценки деятельности педагогического коллектива конкретного учебного заведения, но, с другой стороны, она не могла не посетовать на то, что для выпускников вечерних школ введение ЕГЭ стало серьезным испытанием. Ведь в вечернюю школу приходят учиться люди разных возрастов, с различной базой знаний, разными способностями к обучению и разными возможностями для этого. Они идут сюда с определенной целью – получить аттестат о полном среднем образовании. А в итоге, провалив ЕГЭ, они вновь остались ни с чем.   - Да, Наталья Евгеньевна тогда была директором вечерней средней школы №11 (сейчас она возглавляет школу №4), и, действительно, подобные проблемы у этой школы с введением ЕГЭ были. Но могу сказать, что там далеко не все учащиеся остались без аттестатов. Со справками завершили обучение 17 человек. Конечно, итоги ЕГЭ в школе №11 стали для всех нас неожиданностью, если учитывать, что по всем остальным общеобразовательным учебным заведениям в тот год было всего три справки. Известие, что столько человек осталось без аттестатов, стало стрессом для всех – педагогов, родителей, выпускников. Но это было полезным стрессом, потому что, во-первых, в школах оперативно перестроили работу с такими категориями выпускников, в том числе и в вечерней школе. В этом году там работает новый директор – Наталья Геннадьевна Шестова, но уже с Натальей Евгеньевной мы начали здесь такую работу. То есть, все, кто более или менее хорошо владел математикой, стал дополнительно заниматься с учащимися, у которых были проблемы с этим предметом. Мы доводили их знания до базового уровня, необходимого для государственной оценки. Было приложено много сил, и в прошлом году результат ЕГЭ в школе №11 был совсем другой. Из 32 участников ЕГЭ со справками оказалось лишь 7 человек. Конечно, для общеобразовательной школы такой результат был бы печальным, но для вечерней школы это очень хороший результат. Эту практику мы продолжаем и в нынешнем учебном году, и, думаю, все, кто нацелен на получение аттестата, получат его, потому что они уже достаточно серьезно относятся к итоговой аттестации, подготовке к ней. Для общеобразовательных школ опыт вечерней школы также стал положительным моментом. Во-первых, изменилось отношение к выбору образовательного маршрута после 9-го класса. Родители стали серьезно задумываться, оценивать возможности своего ребенка, свои возможности. На протяжении двух последних лет решение продолжать образование после 9-го класса в общеобразовательной школе (в противовес продолжению образования в учреждениях профобразования) стало взвешенным решением и ребенка, и его родителей, педагогов. То есть, первый положительный момент в том, что все участники образовательного процесса стали серьезно задумываться о перспективе. В первую очередь, конечно, начинают думать родители. Вслед за родителями в процесс обдумывания перспектив начинают понемногу втягиваться и дети – те дети, которых мы раньше называли инфантильным поколением. Теперь они вынуждены задумываться об этом, потому что реально видят, что если не прикладывать усилий, можно реально остаться без аттестата. А аттестат – это пропуск в дальнейшую жизнь, по большому счету. Как раньше говорили – путевка в жизнь. Отношение к аттестату тоже стало более серьезным. Без него не получишь хорошей работы, не получишь дальнейшего образования. Я считаю это положительным моментом. Многие педагоги-предметники, которые работают в старших классах, отмечают, что если ранее работать в 10-х классах было очень тяжело (ребята рассуждали так: до экзаменов далеко, сдавать их они будут в родной школе, где, как говорится, и стены помогают, значит, «тройку» они как-нибудь получат), то сейчас все кардинально поменялось. Десятиклассники начинают учиться буквально с первой недели сентября. У них уже планы, у них уже курсы; они начинают задумываться, где им нужно выложиться по полной программе (потому что они будут сдавать по этому предмету ЕГЭ, и здесь им поблажки не будет), а где можно  сэкономить свой ресурс и просто в 10-м классе, добросовестно отработав, получить хорошую оценку и освободить себе время в 11-м классе. Дело в том, что сейчас, если вы не сдаете по какому-то предмету ЕГЭ, то оценка по нему выставляется как среднее арифметическое между оценками в 10-м и 11-м классах. То есть, они уже планируют свое будущее, рассчитывают свои силы, более серьезно подходят к выбору. Так что, и в плане отношения к учебе ЕГЭ сыграло очень серьезную позитивную роль. Хотя, какие-то моменты иногда предусмотреть, конечно, сложно. У всех разная нервная система. Экзамен – в любом случае стресс, где бы он ни проходил. Поэтому в нынешнем году основной упор мы делаем на психологическую подготовку учеников, чтобы они спокойно пришли на ЕГЭ и показали все, на что они способны. Для этого проводится работа в школах (психологами, учителями-предметниками), дети приобретают опыт работы с таким материалом, какой применяется на ЕГЭ: у них уже с 7-8-го классов в подобной форме проводятся контрольные работы по предметам. Ребята учатся кратко и емко излагать свои мысли, что потребуется им для формулирования ответов на задания блока C ЕГЭ. В такой форме учащиеся сегодня пишут многие зачетные работы, начиная с 8-9-го классов.   - Но наверняка у ЕГЭ имеются и отрицательные моменты? Не зря же споры вокруг него до сих пор не утихают…   - Отрицательные мнения в основном сводятся к содержанию контрольно-измерительных материалов (КИМов), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений. Там еще, возможно, случаются какие-либо ошибки, нелепые вопросы – здесь я не берусь судить, я не профессионал во всех предметах. Предметников-гуманитариев, в частности литераторов, не совсем устраивает такая форма проверки знаний по литературе. Но здесь нужно учитывать, что 100% совершенства ЕГЭ, конечно, еще не достигло, но каждый год и вопросы, и задания, и задачи совершенствуются. Для работы над КИМами приглашаются лучшие педагоги страны, лучшие эксперты. И, может быть, вместо того, чтобы критиковать ЕГЭ, опытным педагогам лучше принять участие в его совершенствовании. Просто критиковать всегда легче. Думаю, что совершенствование ЕГЭ продолжится и дальше. Во всяком случае, речи о том, что его отменят, не идет, потому что если проводить ЕГЭ правильно, не нарушая процедуру, которая достаточно сложная, тонкая и на каждом этапе контролируемая, то на выходе получается реальная оценка знаний и работы и ученика, и педколлектива. И я не помню такого яркого примера, когда бы ребенок учился прекрасно, но не смог показать своих знаний на ЕГЭ. Бывает, что ребенок, идущий на медаль, сдает ЕГЭ очень средненько. Но если вы поговорите с педагогами-предметниками, то поймете, что высокие оценки давались ученику зубрежкой, усердием, прилежанием, старанием. Учиться прекрасно по всем предметам очень сложно. Таких людей, которым это реально удается, мало. Наши медалисты зачастую – просто огромные труженики. Но поскольку теперь наличие медали не играет решающей роли, то и количество медалистов значительно сократилось. Дети наши достаточно прагматичны, они понимают, что надо вкладываться туда, где это может дать результат, поэтому в нынешнем году у нас будет значительно меньше медалистов. При этом хочу заметить, что сегодня большой вес приобретает наличие у ребенка портфолио. Эта форма презентации ребенка, его способностей, достижений внедряется чуть ли не с детского сада. Вначале портфолио готовят родители малыша, затем он и сам начинает участвовать в его создании. Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.   - Какие-либо новые моменты будут присутствовать в ЕГЭ в 2011 году?   - Нет, все будет проводиться по обычной схеме. Единственное, как сказал министр образования РФ, будут применяться более жесткие требования и осуществляться контроль за выдачей различных справок, дающих льготы при поступлении в вуз. У нас в городе будет работать четыре пункта проведения ЕГЭ: это школы №№1, 4, 5 и 12. Плюс три школы – резервные. На этих пунктах будут работать 190 человек – в качестве организаторов, руководителей пунктов, помощников. Подготовлено около 60 экспертов, они получили соответствующие сертификаты. Эти люди будут заниматься проверкой блоков С в ЕГЭ. Это будет происходить в Москве на базе регионального центра обработки информации Академии социального управления. У нас очень опытные эксперты. Наших педагогов часто приглашают быть третьими экспертами в случае спорных вопросов при оценке результатов ЕГЭ. Особенно это касается учителей русского языка, биологии, обществознания. Единственный момент, который пока не отработан, - это подбор общественных наблюдателей. Мы уже говорили с вами о том, что ЕГЭ много критикуют, в том числе и в части объективности его проведения. Однако когда мы начинаем приглашать людей – представителей СМИ, общественных организаций, родительскую общественность и т.д. – к участию в ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей, то понимания зачастую не встречаем. Кампания по сдаче ЕГЭ в нынешнем году должна у нас пройти более компактно. Во-первых, не будет досрочного этапа сдачи ЕГЭ, который имелся в 2010 г. из-за того, что сдавали экзамены учащиеся училища олимпийского резерва «Мастер-Сатурн». В 2011 г. заявок на досрочную сдачу ЕГЭ всего четыре, поэтому пункт проведения экзамена на территории района открываться не будет. Также пока нет заявлений о дополнительных сроках для проведения ЕГЭ. Поэтому мы надеемся, что в этом году ограничимся основными сроками проведения ЕГЭ. В этом году на территории района образовательных учреждений, где есть выпускники 11-12-х классов, 20. Общее количество выпускников, которые будут принимать участие в государственной итоговой аттестации, - 446 человек, из них 445 будут сдавать ЕГЭ.   - Галина Ивановна, можно сказать, какие предметы в этом году предпочли наши выпускники школ для сдачи в форме ЕГЭ?   - Как всегда, лидирует обществознание (376 чел.). На втором месте – физика (186 чел.). Это больше, чем в прошлом году, и связано это с тем, что в 2010 г. наши ребята сдали физику в форме ЕГЭ очень успешно. На третьем месте биология и химия. Вероятно, здесь свою роль сыграло тесное сотрудничество гимназии №10 с институтом им. Горячкина. Вообще нужно заметить, что такие серьезные предметы, как физика, химия, биология, выбирают для сдачи в форме ЕГЭ по большей части выпускники гимназии №10, Георгиевской гимназии.   - Большое спасибо за интересную беседу. Успехов вам в предстоящей кампании по проведению ЕГЭ!   Беседовала Е. Кашаева, «Егорьевское утро»