Меню

О подведении итогов городского конкурса творческих работ по экологии

16 октября 2008 в 13:00

Конкурс прошел - победителей нашел!

     Последний рабочий день 10 октября - пятница, впереди два выходных, и люди ждут не дождутся окончания рабочего дня, чтобы скорее, надев пальто, шарф и перчатки, сесть в автобус или маршрутку и отравиться домой, где так мало бывают на неделе из-за современного ритма жизни. Для взрослых – последний рабочий день, ну а для детей - учебный: из школ с блестящими глазами, радостными улыбками и портфелями наперевес выбегают школьники. Общеобразовательная школа № 2 почти опустела, стало совсем тихо, не слышно детского смеха и беготни, только вдруг резко и громко раздается звук последнего на этой неделе школьного звонка. Кажется, что уже все ушли, и в коридоре слышно лишь, как шаркает шваброй уборщица.
     Но, поднявшись на третий этаж, вы понимаете - все только начинается: в одном из кабинетов проходит подведение итогов городского конкурса творческих работ по экологии, организованного управлением образования совместно с отделом экологии и природных ресурсов администрации города Котельники. Первым этапом этого конкурса был отборочный тур, проводившийся до 10 октября, когда участники подавали заявки и свои творческие работы, выполненные по одной из шести предложенных тем. А подведение итогов - второй и заключительный этап этого творческого мероприятия. Конкурсантами стали ученики первой, второй и третьей общеобразовательных котельниковских школ, а также ребята из детских садов «Семицветик», «Светлячок», «Ладушки», «Детство» и «Сказка».
     Стены школьного коридора на третьем этаже в этот день превратились в выставочные стенды, на которых ребята разместили свои творения: с одной стороны, наклеенные на листах А4, висят фотографии учеников 9, 10 и 11-х классов, а напротив, пестря яркими цветами, развешаны рисунки детей помладше. Из всего этого множества разноцветных и искрящихся талантом работ жюри нужно выбрать лишь троих призеров в каждой возрастной группе школьников и воспитанников детских садов. Да уж - нелегкая выдалась задачка, но пора начинать судейство.
     Первыми оцениваются фотоработы старшеклассников. Члены жюри смотрят на каждую очень внимательно, стараясь не упустить даже малейшие детали. Ведь просто сфотографировать свалку мусора за домом или березовую рощу - это только начало, нужно еще правильно подать свое фототворение: выбрать тему, придумать название работы, добавить к снимку текстовое сопровождение, свои слова или удачно подобранную цитату. Максимально прочувствовать тему - вот что требуется от конкурсанта, он должен точно знать не только что он фотографирует, но и для чего это нужно, какой смысл сокрыт в сделанном им фото. А суметь передать свои эмоции, суждения и верно подать выбранную для фотографии тему совсем не просто. Не просто участникам, не легко и судьям: они переходят от одной фотографии к другой и снова возвращаются к предыдущей, делая все новые и новые пометки в своем листе. В судейских листах четко указаны критерии оценки конкурсных работ: актуальность содержания, соответствие содержания теме, качество художественного оформления, оригинальность исполнения и соблюдение предъявляемых требований - всего пять пунктов, каждый из которых оценивается тем или иным количеством баллов. Максимальная оценка - 100 баллов.
     Компетентность превыше всего. «Должна нравиться не только картинка, а работа в целом» - я думаю, что именно эти слова не один раз повторил про себя каждый из судей. Но вот все лучшие работы выделены, и жюри удаляется на обсуждение. Дебаты получились горячими, снова выходят - смотрят работы: оформление, названия, еще раз вчитываются в цитаты. Следующими оцениваются младшеклассники и воспитанники детских садов, представившие на конкурс свои рисунки на одну из шести тем: «мой город», «навстречу будущему», «природой дорожить умейте», «экология в третьем тысячелетии», «вернем Земле ее цветы», «братья наши меньшие». Всего 14 рисунков детсадовцев, 7 творений учеников 1-4-х классов и 8 рисунков ребят постарше: 5-8-е классы. Яркая стена сразу привлекает к себе внимание. Здесь у судейской коллегии тоже было немало споров, кому из детей присудить призовые места, ведь все они старались. И, конечно, система оценок была другой. Ведь шестилетний ребенок не задумывается о соответствии экологической тематике, просто рисует, что видит и о чем думает: желтые, синие и красные дома, веселый трамвайчик бежит по дороге - таким видят наш родной город дети. С экологической точки зрения, безусловно, - каменные джунгли без травы, деревьев, дороги, покрытые асфальтом, автобусы, машины и  маршрутки, ездящие по ним, - все это губительно для окружающей среды, но все-таки яркие краски, которыми нарисована эта детская картинка, радуют.
     Большинству ребят, конечно же, помогали родители – нарисовать контур лица, раскрасить цветок. Но такая помощь совершенно не отталкивала членов жюри. Ведь если родители  даже обсудили с детьми саму тему конкурса - «экология», этот разговор уже стал весомым вкладом в копилку экологической безопасности нашего города. Главное, чтобы родительская помощь в техническом выполнении работ не была очевидной и, глядя на рисунок, мы могли видеть именно творчество ребенка: пусть немного криво нарисовано, чуть по-детски небрежно раскрашено, но зато по-настоящему. Ведь главное не в красоте картинки, а в проявлении творчества. Об итогах конкурса читайте в одном из следующих номеров.

Александра Крищенко