Меню

Обращение в прокуратуру — метод действенный

11 марта 2011 в 13:00
25 февраля в прокуратуре состоялась встреча городского прокурора М.В. Коновалова, его заместителя Ю.В. Суходольской и старшего помощника прокурора А.Г. Яразяна с представителями предпринимательских кругов города, в которой также приняли участие корреспонденты местных СМИ. Предпринимателей города представляли А.И. Покровская (Торгово-промышленная палата), Т.А. Лукинова (ООО «Хозтовары»), Н.В. Штукатурова (ООО «Малыш»), индивидуальный предприниматель Еркина Т.И., И.В. Мочалов (ООО «Форум», Е.Б. Шевчук (ООО «Делан»), А.П. Клюев (ЗАО «Техос»), В.Н. Трифонов («Егортопснаб»). Предваряя разговор, городской прокурор отметил, что отрадно когда поводом для встречи являются не какие-то нарушения, допущенные в отношении прелдпринимателей, а необходимость узнать, насколько хорошо защищаются их права в свете реализации Федерального закона от  26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Закон проработал более полутора лет,  наметились определенные тенденции в развитии как самого законодательства, так и деятельности контролирующих органов. Информацию о реализации данного закона на территории района в 2010 году представил А.Г. Яразян. Арман Грайрович сообщил, что закон от  26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» входит в пакет законодательных актов, направленных на снятие излишних административных барьеров в осуществлении предпринимательской деятельности. Указанным законом введен уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности по исчерпывающему перечню, для чего установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей представлять в установленном порядке уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, отсутствует необходимость получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, местного самоуправления, для начала осуществления этих видов деятельности. Данным законом усовершенствована система планового контроля (надзора). Например, законом предусмотрено, что в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль осуществляется не более чем один раз в три года, за исключением отдельных изъятий. При этом первая проверка может быть произведена не ранее, чем через три года с начала предпринимательской деятельности. Кроме того, законом установлено, что внеплановый контроль (надзор) проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного контроля, муниципального контроля от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и иных источников: о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций; о случившихся фактах причинения ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде. Из перечня оснований для проведения внепланового контроля исключено нанесение имущественного ущерба, поскольку имущественные споры у нас разрешаются в судебном порядке в соответсвии с гражданским законодательством. Не последняя роль при реализации данного закона отведена органам прокуратуры, на которые возложена обязанность согласования внеплановых выездных проверок, которые проводятся органами контроля. Также на органы прокуратуры возложено формирование единого плана проведения плановых проверок контролирующих органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Такой план размещен на официальных сайтах прокуратуры области, Генеральной прокуратуры. Таким образом, каждый предприниматель может зайти на сайт и посмотреть, когда в отношении него будет проведена плановая проверка тем или иным контролирующим органом. Всего за 12 месяцев 2010 г. контролирующими органами было проведено 311 внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов. Из указанного количества проверок в городскую прокуратуру направлено 58 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок. Из 58 заявлений о согласовании проверок с городской прокуратурой по 24 проверкам были вынесены решения об отказе в согласовании проверок, проведение 34 выездных внеплановых проверок было согласовано. Предметом остальных проверок являлась проверка исполнения предписаний, ранее выданных контролирующими органами, а также соблюдение законодательства о защите прав потребителей. Процент отказа в согласовании проведения проверок за 12 месяцев 2010 г. от общего числа поступивших заявлений составляет 41,4%. Основной причиной отказа в согласовании проведения проверок является несоблюдение требований к оформлению документов, прилагаемых к заявлению (п. 1, ч. 2, ст.11, ФЗ №294). Процент отказов по данному основанию от общего числа заявлений составляет 50% от общего количества решений об отказе в согласовании внеплановых выездных проверок. Одной из причин отказа в согласовании проведения проверок является также отсутствие документов, которые должны быть приложены к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. Процент отказов по данному основанию от общего числа заявлений составляет 25% от общего количества решений об отказе. На основании п.2 ч.II ст. 10 Федерального закона от 26.12.08 г. № 294-ФЗ городской прокуратурой отказано в согласовании трех проверок, что составляет 12,5 % от общего числа заявлений. Надзор в сфере реализации закона определен городской прокуратурой как приоритетное направление деятельности, поскольку реализация закона позволит повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), в особенности в инновационной и производственной сферах; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий; снизить расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок; стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность. Надзор в этой сфере находится на постоянном контроле прокуратуры, мониторинг ситуации ведется постоянно.   М.В.Коновалов отметил, что заявлений от предпринимателей по фактам нарушения закона какими-либо котролирующими органами поступает немного. Максим Викторович попросил предпринимателей донести изложенную иформацию до своих коллег, а также предложил обращаться в прокуратуру, если возникают какие-то проблемы, в частности, если с проверкой приходят контролирующие органы, ссылаясь на то, что их проверка не требует согласования с прокуратурой, или если имеются предпосылки коррупционного характера. Можно воспользоваться возможностью позвонить на «телефон доверия»: 4-07-13 или прийти лично на прием. М.В. Коновалов подчеркнул, что прокуратура всегда в таких случаях действует быстро, жестко и эффективно. Затем Максим Викторович предложил предпринимателям рассказать о своих проблемах, задать вопросы. Представители бизнеса отметили, что проблем после введения данного закона практически нет. Единственная проблема, которую они озвучили, касалась взаимотношения с административно-техническим надзором, чьи требования, по  мнению препринимателей, не всегда справедливы и логичны. А обжаловать действия адмтехнадзора можно только через Арбитражный суд, что дорого и долго, а значит, проще и дешевле заплатить штраф. На это утверждение сразу отреагировал А.Г.Яразян, который сказал, что постановление адмтехнадзора можно обжаловать в прокуратуре, но только в течение 10 дней, причем не оставляя это на последние дни этого срока. Городской прокурор обещал провести соответствующую проверку этих сведений, результаты которой будут опубликованы в прессе, и еще раз предложил предпринимателям чаще обращаться в прокуратуру со своими проблемами. В свою очередь, мы напоминаем, что свои вопросы также можно отправлять в рубрику «Прокурор разъясняет», организованную совместно нашим еженедельником «Егорьевское утро» и городской прокуратурой. Наши телефоны: 3-44-34, 3-92-15, почтовый адрес: ул. Парижской Коммуны, д. 1 б., каб. 315, адрес эл. почты: utro@rnc,ru. М. Буньковская, «Егорьевское утро»