Меню

Образование — инвестиция в будущее

7 октября 2011 в 13:00
23 сентября 2011 г. состоялось очередное заседание Совета депутатов района. Председательствовал на нем в связи с временным отсутствием главы Егорьевского района — председателя Совета депутатов района М.Т. Лаврова (он находился в госотпуске) зам. председателя Совета депутат А.В. Никитин. В числе основных вопросов, рассмотренных в этот день парламентариями, был «О работе комитета по образованию и коллектива школы №12 по совершенствованию учебно-воспитательной работы». С основным докладом выступила Н.Н. Белова, председатель комитета по образованию администрации Егорьевского района.   Состояние системы образования В итоге мероприятий, проводимых по оптимизации сетей образовательных учреждений, в 2011-2012 учебном году в Егорьевском районе функционирует 26 образовательных учреждений: две гимназии, 6 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 5 основных школ, 10 средних общеобразовательных школ, две коррекционные школы восьмого вида и одно учреждение дополнительного образования. Состояние муниципальной образовательной системы характеризуется тем, что в течение последних трех лет количество учащихся муниципальных образовательных учреждений стабильно. На фоне общей стабильности наблюдается ежегодное увеличение количества первоклассников (с 935 чел. в 2010-2011 уч.г. до 955 чел. в 2011-2012 уч. г.). Результатом оптимизации является то, что за последние три года отмечается стабильный рост средней наполняемости классов. Во всех учреждениях общего образования отсутствуют факты отказа в приеме детей в школу. С 01.09.2011 г. началась работа по созданию банка данных детей от 6,5 до 18 лет. Максимальная открытость в системе общего образования реализуется во всех образовательных учреждениях через внедрение в практику государственно-общественных форм управления образованием - управляющие советы.   Качество образования Решение задач по обеспечению качества образования в образовательных учреждениях с 2011 г. будет происходить в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта - по мере его утверждения. Для определения результатов и уровня подготовки учащихся начальной школы к обучению на второй ступени в региональную систему оценки качества образования включена программа мониторинговых обследований качества образования в 4-ых классах. В 2011 г. в мониторинговых обследованиях по математике и русскому языку приняли участие все учащиеся 4-ых классов,  кроме специальных (коррекционных) классов. В сентябре 2011 г. все учащиеся 5-ых классов были продиагностированы по русскому языку и математике, учащиеся 9-ых классов - по истории и обществознанию.   С 2010 г. наш район участвует в проекте «Телекоммуникационная образовательная сеть». В 2010-2011 уч. г. началось предоставление услуги «Электронные дневники». Количество образовательных учреждений, зарегистрированных в системе, — три. В течение учебного года в образовательных учреждениях была налажена работа педагогов со слабоуспевающими учащимися в целях предотвращения отсева и выбытия обучающихся по причине неуспеваемости. Благодаря этому численность обучающихся, оставленных на повторный курс обучения, уменьшилась на 6 чел. Общее число обучающихся, выбывших в течение 2010-2011 уч. года в учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, составило 22 чел. (2009-2010 уч. г. – 21 чел.), или 2,54% от общей численности обучающихся в 10-11(12)-х классах. Для реализации права граждан на доступное и бесплатное образование в образовательных учреждениях города используются различные формы обучения: очная, вечерняя, экстернат. В связи с увеличением контингента обучающихся на ступени начального общего образования в школах №8 и 12 происходит некоторый рост числа обучающихся во вторую смену, однако в целом по району обучение идет в одну смену. В 2011-2012 уч. г. функционируют 23 класса предпрофильного обучения и 10 классов профильного обучения (профили: социально-экономический, физико-математический и социально-гуманитарный). Развитие системы оценки качества образования  осуществляется посредством: дальнейшей реализации механизма ЕГЭ; введения с 2011 г. в штатном режиме новой модели государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов; обновления контрольно-оценочной деятельности учителя и администрации образовательных учреждений в условиях независимой оценки уровня подготовки выпускников. В государственной (итоговой) аттестации в новой форме (ГИА- 9) приняли участие 756 выпускников из 24 общеобразовательных учреждений. По результатам экзаменов учащихся 9-ых классов по русскому языку средний балл по району - 3,95; по области – 3,83; по математике — соответственно 3,88 и 3,94. В 2010-2011 уч. г. итоговая аттестация выпускников 11-х классов проводилась в форме ЕГЭ и государственного выпускного экзамена, к которому был допущен один выпускник с ограниченными возможностями здоровья. В ЕГЭ принял участие 441 выпускник. Русский язык и математику учащиеся сдавали в обязательном порядке, остальные предметы - по выбору. Средний балл, который получили выпускники Егорьевского района по русскому языку, составляет 65,6 (по области 61,54). Из 20 школ данный результат превзошли 11. Традиционно наибольший средний балл показала школа №15, за нею следуют школа №1, Георгиевская гимназия и школа №12. Среди сельских школ хотелось бы отметить Михалевскую. Средний балл по району по математике составляет 49,3 (по области 48,21). Из 20 школ данный результат превзошли 9. Среди лучших: гимназия №10, школы №12 и Юрцовская. По сравнению с прошлым уч. годом сократилось количество неудовлетворительных результатов. По итогам 2010-2011 уч. г. 15 выпускников 9-ых классов получили аттестаты об основном общем образовании с отличием (в 2010 г. - 22), что составляет 1,56 % от численности выпускников 9-ых классов. Уменьшилось число выпускников, награжденных медалями.   Трудоустройство выпускников Мониторинг предварительного трудоустройства выпускников образовательных учреждений показывает, что, по сравнению с 2010 г., выпускники 2011 г. более мотивированы на учебу. Растет доля выпускников 9-ых классов, поступающих в 10-ый класс, а также выпускников 11-ых классов, поступающих в ВУЗы.   Талантливые дети Одним из способов выявления талантливых детей являются олимпиады и конкурсы, выставки и фестивали. На протяжении ряда лет в районе эффективно реализуется программа «Одаренные дети», подготовлено Положение об индивидуальных достижениях учащихся, начата работа по созданию портфолио ученика. В 2010-2011 уч. г. учащиеся района приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников, которая проходила по 24-м учебным предметам. По результатам участия есть 9 призеров. В 2011 г. именная стипендия губернатора Московской области за высокие достижения в области науки, искусства и спорта была вручена 12-ти учащимся образовательных учреждений. Однако недостаточная или вообще не спланированная система работы с одаренными детьми в ряде школ влечет за собой отсутствие высоких результатов на региональном и всероссийском уровнях по предметным олимпиадам и конкурсам. Слабо развито предметное дистанционное обучение, обучение в заочных школах. Отсутствуют современные лаборатории по предметам естественно-математического цикла. Эти проблемы необходимо решать.   Работа с трудными детьми В 2010-2011 уч. г. в комитете по образованию создан банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В общеобразовательных учреждениях района обучались дети из: 1152  малообеспеченных семей; 198 неблагополучных семей; 2116 неполных семьи. На учете в ОДН на 01.09.2011 г. состоит 126  несовершеннолетних (139 - в 2010-2011 уч. г.), на  внутришкольном учете –171 учащихся (213 чел. в прошлом году). В школах действует родительский лекторий для профилактики асоциальных явлений, проводятся общешкольные мероприятия, родительские собрания. Осуществляются комплексные меры по борьбе с подростковой преступностью, беспризорностью, асоциальным поведением детей, социальным сиротством. Уменьшение числа подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН, стало возможным благодаря тесному взаимодействию всех органов системы профилактики. К работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, привлечены районные общественные организации. В течение уч. года  проведен ряд мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, охрану и укрепление здоровья детей и подростков; велась работа по воспитанию чувства патриотизма и гражданской ответственности у учащихся, приобщению их к историческому и духовному наследию родного края.   Дополнительное образование Система дополнительного образования представлена центром внешкольной работы, в котором осуществляют свою деятельность 102 объединения с общим охватом 780 воспитанников. В школах города и района  в 2010-2011 уч. г. работало 220 кружков и секций, в которых занимаются 3372 чел., или 41,4% от общего количества учащихся общеобразовательных учреждений. Сегодня в общеобразовательных учреждениях в связи с сокращением ставок педагогов дополнительного образования наблюдается снижение охвата учащихся услугами дополнительного образования на базе школ.   Кадровый потенциал Совершенствование учебно-воспитательного процесса возможно при условии обеспечения развития кадрового потенциала. Для реализации поставленной задачи действует обновленная система повышения квалификации. Ежегодно треть педагогов повышает квалификацию на базе областной академии последипломного образования и ее филиалах. Для повышения квалификации педагогов  проведены  конференции и семинары, в которых приняли участие более 143 чел. Учителя активно занимаются методической работой, выступают на педагогических чтениях, проводят серии открытых уроков, мастер-классов, занятий, мероприятий, публикуют методические статьи на интернет-сайтах, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Школы продолжают активно взаимодействовать с высшими учебными заведениями. Но этого уже недостаточно. Сегодня образовательным учреждениям необходимо активнее работать с наукой.  В этом году три наших учителя стали победителями регионального этапа федерального конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНП «Образование», а школа № 15 во второй раз получила грант как лучшая школа Подмосковья. С 01.01.2010 г. введена новая система оплаты труда педагогических работников. С 01.10.2011 г. средняя заработная плата директора школы составит более 30 тыс. руб., учителя со стажем — более 20 тыс. руб., молодого специалиста школы – около 11 тыс. руб.; заведующей детсадом — более 20 тыс. руб., воспитателя — 15 тыс. руб., молодого специалиста детсада – около 9 тыс. руб. Развитию кадрового потенциала препятствуют: старение учительских кадров; низкий приток молодых специалистов, специалистов из других отраслей; низкий уровень заработной платы начинающих учителей; отсутствие районной программы по обеспечению жильем или общежитием  педагогических работников. Доля педагогов пенсионного возраста в школах составляет 23,8%, молодых специалистов – 1,2%. Мониторинг ситуации показывает, что в скором времени школы будут испытывать дефицит учителей  биологии и химии, математики и физики.   Школьная инфраструктура Благодаря постоянным вложениям материальных средств на развитие и содержание образования, на сегодняшний день более 90% образовательных учреждений города и района имеют такие условия для совершенствования учебно-воспитательного процесса, которые значительно выше, чем в других районах. Однако приходится констатировать, что в школах отсутствуют специализированные помещения для внеурочной деятельности. Территория части школ не оборудована для занятий спортом, отдыха и игр. Библиотеки оборудованы в небольших помещениях.    Безопасность участников процесса Вопросам обеспечения комплексной безопасности участников образовательного процесса уделялось большее внимание при комиссионной приемке учреждений образования к началу 2010-2011 уч. г. В данный момент остро стоит проблема огораживания территорий Ефремовской, Починковской и Рязановской школ; для ее решения потребуется более 3 млн. руб.   Здоровье учащихся По данным образовательных учреждений около 19%  детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Мониторинг состояния здоровья школьников, который ежегодно проводится по итогам диспансеризации, показал следующее: большое количество школьников (22,7%) имеют заболевания опорно–мышечной системы, 17,5% - проблемы со зрением, 69,8% учащихся подвержены болезням органов дыхания. Проверки учреждений образования специалистами Роспотребнадзора выявили несоответствие размеров мебели росту детей. При подготовке учреждений к новому 2011-2012 уч. году была закуплена универсальная школьная мебель в школы №№ 2, 3, 8, 12,  15 . В образовательных учреждениях активно ведется пропаганда здорового образа жизни: на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, при организации внеклассных мероприятий и работы спортивных секций. Ежегодно проводятся дни здоровья, районные спартакиады среди учащихся общеобразовательных учреждений.  В 2010-2011 уч. году в образовательных учреждениях действовало 83 кружка и секции физкультурно-спортивной направленности с охватом 17,9% обучающихся; 20,8% школьников посещают объединения спортивной направленности комитета по делам спорта и молодежи. Традиционно в школах проводятся президентские спортивные игры, президентские состязания. Все общеобразовательные учреждения оборудованы пищеблоками. По сравнению с предыдущим учебным годом процент охвата учащихся горячим питанием увеличился на 0,7%, с учетом буфетной продукции – на 6%. Снизился процент охвата горячим питанием обучающихся на ступени начального общего образования (на 3,5%). Значительное снижение процента обучающихся, охваченных горячим питанием на ступени начального общего образования, обусловлено слабой разъяснительной работой учителей начальных классов среди родителей учащихся. В 2010-2011 уч. г. в комитете по образованию разработана программа «Чистая вода» по установке фильтров на пищеблоки образовательных учреждений. По состоянию на 01.07.2011 г.  оборудованы фильтрами 16 школ (из них 7 на селе) из 25. К 01.09.2011 г. оснастили системами водоочистки гимназию №10, школы №№1, 4, 5, 12, Иншинскую и Селиваниховскую. В течение 2010-2011 уч. г. большое внимание уделялось своевременному выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья,  обследованию и подготовке рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Эта задача решалась районной психолого-медико-педагогической комиссией. По сравнению с прошлым годом в 1,9 раза увеличилось количество дошкольников, остро нуждающихся в оказании логопедической  помощи. Каждый третий ребенок школьного возраста имеет общее недоразвитие речи. Таким образом, назрела острая необходимость введения ставок учителей-логопедов в общеобразовательных учреждениях для оказания детям логопедической помощи. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в районе функционируют специальное (коррекционное) учреждение VIII вида школа №7, Клеменовская специальная (коррекционная) школа- интернат VIII вида. В муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2010-2011 уч. г. функционировали также 8 классов компенсирующего обучения с численностью учащихся 122 чел., в 2011-2012 уч. г. — 4 класса с численностью учащихся 64 чел. Ставки логопедов не ввели. Наблюдается сокращение классов компенсирующего обучения и, соответственно, снижение доли обучающихся коррекционных классов от общей численности учащихся. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальными потребностями в обучении предусмотрено индивидуальное обучение на дому.   С содокладом по вопросу «О работе комитета по образованию и коллектива школы №12 по совершенствованию учебно-воспитательной работы» на заседании Совета депутатов района выступила директор школы №12 Н.С. Быбина. Обе информации депутаты приняли к сведению. Подготовила Е. Кашаева. ИА Егорьевское утро