Меню

Перемены… К лучшему?

3 октября 2012 в 13:00
    Обновленное лицо российской школы предъявляет к личности учителя всё новые требования. Как не растеряться в мире педагогических инноваций? Какой дорогой идти? Чему учить и учиться? Как, следуя совету Льва Толстого, «соединить в себе любовь к делу и ученикам»? О непростых учительских буднях мы говорили с начальником школьного отдела комитета по образованию Ольгой Николаевной ЩЕРБАТЫХ     – Ольга Николаевна, какой, на Ваш взгляд, должна быть новая российская школа?     – Современная система образования сочетает традиционность и инновации: внедряя новое, мы опираемся на то лучшее, что у нас было.     Сегодняшняя школа прежде всего – школа здоровья. Школа, где есть новейшее учебно-лабораторное оборудование. Школа, где в каждом ребенке видят и развивают таланты. Школа, в которой трудятся учителя, не просто «отрабатывающие свой конспект», а готовые расти и делиться с коллегами опытом работы. Потому что в современных условиях иначе нельзя.     Современная школа – это участие в новых проектах, апробация новых  стандартов, внедрение электронных журналов и дневников, а в ближайшем будущем – и так называемой электронной карты, благодаря которой родители смогут отследить, пришел ли ребенок в школу, вышел ли, был ли в столовой и что там купил…     – Вы упомянули о школе здоровья… А можно ли говорить о ней при так сильно возросшей учебной нагрузке?     – Верно. Если раньше ребенок мог просто повторить за учителем, то сейчас от него ждут проявления собственного мнения, позиции. Образовательный процесс ориентирован не на механическое воспроизведение пройденного, а умение самостоятельно мыслить. И, конечно, каждый преподаватель стремится к тому, чтобы его предмет был главным, а домашняя работа – выполнена в полном объеме. Но тем не менее сознание педагогов постепенно меняется. Они стараются разнообразить виды деятельности, чтобы дети, например, не только писали, но и проявляли себя в творчестве. У многих педагогов есть свои профессиональные сайты, на которых ученик может сам выбрать вопросы, задания, темы…     – Как Вам кажется, изменилось ли отношение к выбору образовательного маршрута после 9-го класса?     – Конечно, опыт показывает, что не все справляются с программой старшей школы: по нашей статистике, порядка 50 процентов учащихся по окончании 9-го класса уходит в учреждения начального и среднего профессионального образования. Так что сама жизнь отсеивает тех, кто не может одолеть учебную нагрузку…     – Помню, во времена моего школьного детства одно лишь подозрение, что тебе помогал родитель, автоматически снижало оценку. А сейчас это даже приветствуется. Да и задания таковы, что справиться в одиночку ребенку бывает непросто. Ольга Николаевна, исходя из Вашего педагогического и материнского опыта, способен ли среднестатистический ученик самостоятельно выполнить домашнюю работу?     – Я, как ответственная мамочка двоих детей (одна из дочек, правда, уже окончила школу), стараюсь, постоянно контролировать выполнение домашних заданий. Но не для восклицаний «Как много задали!», а для того, чтобы найти что-то новое и интересное. Предлагаю: «Давай посмотрим, давай разберем». И постоянно убеждаю, что каждое задание учителя нацелено на будущее.     Это очень важно: помочь ученику найти на уроке интересное «зерно», чтобы потом, придя домой, он вернулся к теме урока и попробовал отыскать что-то новое. Надо культивировать в ребенке жажду открытий, пытливость, интерес – и не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Тогда дети раскрепощаются, предлагают свое видение той или иной темы и чувствуют себя хозяевами своей маленькой страны под названием Школа.     – В газете «Знамя труда» есть рубрика «Профессия – педагог» – как оказалось, единственная, посвященная людям определенного рода занятий. Наверное, это действительно особое призвание. А каким, на Ваш взгляд, должен быть учитель?     – Современный педагог – это прежде всего такой человечище, который любит, понимает и уважает ребенка. Своим родным детям мы очень многое прощаем, и, заходя в класс, нужно видеть в каждом ребенке такого родного человечка. Найти с ним контакт, взаимопонимание. И тогда даже из самого сложного ребенка можно получить доброго, отзывчивого. Прежде всего – человека, а затем, конечно, и образованную личность.      – У педагогики по-прежнему женское лицо. А возраст?     – Кадровый состав школ активно обновляется. В этом году к нам пришло 13 молодых специалистов (в прошлом году их было 10). Да и людей с опытом мы пока не просим уходить, потому что еще очень в них нуждаемся.     – Ольга Николаевна, что бы Вы пожелали своим коллегам?     – Прежде всего мне бы хотелось поблагодарить педагогов за их ежедневный кропотливый труд, за то, что они поддерживают учащихся, дают им возможность расти, двигаться вперед, творить. Эта поддержка необходима и очень ценна.     Хочется пожелать нашим преподавателям здорового образовательного драйва, чтобы им самим хотелось и моглось. Вот это – самое главное! Подготовила Елена Бушнина. ИА "Знамя Труда"