Меню

Вячеслав КРЫМОВ: \»Нам нужна такая Стратегия\»

23 ноября 2006 в 13:00
   Вот уже несколько месяцев специалисты областных министерств и ведомств занимаются разработкой Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года. К этой работе подключены ученые подмосковных и московских вузов, специалисты из муниципальных образований. Зачем нужен этот документ и что собой он будет представлять - на эти и другие вопросы отвечает министр экономики правительства Московской области Вячеслав КРЫМОВ, курирующий разработку Стратегии.  
- Вячеслав Борисович, прежде всего хотелось узнать, чем вызвана необходимость разработки документа, которым сегодня занимаются сотни специалистов? />  
   - Необходимость в разработке новой Стратегии социально-экономического развития Московской области вызвана прежде всего тем, что в 2005 году завершилось действие Концепции социально-экономического развития области на 1997-2005 годы - важнейшего стратегического документа, на основании которого Московская область развивалась последние годы прошлого века и в начале нового. Концепция, при всех разногласиях, позволила консолидировать позиции, взгляды людей различной политической ориентации на первоочередные цели, методы их достижения. Это было важно в условиях отсутствия в стране ясного представления о дальнейших путях экономического развития.
   В сегодняшних условиях нужен принципиально новый документ. Не взгляды, а цели, выраженные в показателях, позволяющих оптимизировать и синхронизировать темпы развития различных сфер экономики, социальной сферы, инфраструктуры, энергетики.
Проект такого документа разработан и назван "Стратегия".
   - Основные результаты, достигнутые областью за годы реализации Концепции, свидетельствуют о том, что ее основные задачи были выполнены. Давайте напомним читателям о главных достижениях. Думается, это сделать нелишне, если вспомнить, что еще несколько лет назад в нашем регионе, как и в большинстве, царил хаос…
     - Московская область - наглядный пример того, как следует выбираться из хаоса. Область не только выбралась и выжила. Поднимаясь, она крепла и развивалась. Смотрите: валовой региональный продукт вырос почти в 1,9 раза, объем промышленного производства - более чем в 3 раза, инвестиции в основной капитал - в 2,3 раза, иностранные инвестиции - в 6,6 раза, оборот розничной торговли - в 2,7 раза, объем платных услуг населению - в 1,8 раза.
    За эти годы нам удалось увеличить доходы консолидированного бюджета области с 13,9 миллиарда рублей в 1996 году до 139 миллиардов рублей в 2005 году, то есть в 10 раз.
   Московская область стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации и по ряду показателей по итогам 2005 года вышла на лидирующие позиции не только в Центральном Федеральном округе, но и в Российской Федерации./>/>/>/>/>/>/>  
- Что сделано конкретно?/>  
/>
   - За период реализации положений Концепции введено 32 миллиона  квадратных метров жилья. Реальные денежные доходы населения к 2005 году выросли почти в 2 раза. Средняя заработная плата достигла 12157 рублей.
   За последние годы в Подмосковье проведены масштабные работы по реконструкции  магистральных автомобильных трасс. В том числе центральной кольцевой, Щелковского шоссе, дорог- "Украина", "Холмогоры", "Беларусь" и т.д. В целом построено и реконструировано 478,3 километра дорог и 179 путепроводов, отремонтировано 165 мостов. Теперь, опираясь на сделанное, мы должны идти дальше. И в этом движении нам должна помочь разрабатываемая Стратегия, работа над которой подходит к завершению./>  
- Каковы ее цель и задачи?/>  
    - Основная стратегическая цель развития Московской области - создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей, обеспечивающих гармоничное сочетание личности и общества, возможность для каждого жителя Подмосковья реализовать свои способности и удовлетворить свои потребности на основе активного вовлечения в экономическую деятельность.
   Стратегическими задачами, направленными на достижение поставленной цели, являются создание условий для устойчивого экономического развития Московской области и на этой основе - создание условий для повышения уровня и качества жизни населения./>/>  
- Насколько разрабатываемая Стратегия сочетается с другими разработанными документами, прежде всего Генпланом развития Московской области?/>
 
    - Проект Стратегии тесно увязан с Генеральным планом развития Московской области до 2020 года. Цели и задачи Стратегии достигаются в том числе и посредством реализации Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области и Схемы территориального планирования области, разработанных в рамках Генерального плана. Схемой территориального планирования предусматривается концентрация финансовых и административных ресурсов в ограниченном числе "точек".
   Ряд программ, направленных на реализацию Стратегии, уже принят правительством. Это программа развития потребительского рынка, транспортно-логистической системы, создания промышленных округов./>/>  
- Можете сказать, каких результатов - при благополучном развитии событий - достигнет область через 13 лет? />
 
   - В результате реализации представленного проекта Стратегии к 2020 году планируется рост реальных денежных доходов населения в 3,2 раза, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 5,5 процента, увеличение валового регионального продукта в 3,8 раза к уровню 2005 года в сопоставимой оценке, рост индекса промышленного производства в 9,5 раз, производства сельскохозяйственной продукции - в 2,5 раза, инвестиций в основной капитал-  в 3,3 раза./>  
- Что может помешать решению поставленных задач, ограничить в движении?/>
 
   - Первая и одна из основных трудностей - относительная зависимость правительства области от решений, принимаемых на федеральном уровне. Прежде всего в сфере налогового законодательства. Изменения следуют одно за другим. Как правило, это ведет к уменьшению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и, если говорить прямо, негативным последствиям для населения области. К сожалению, даже последние поправки в закон о местном самоуправлении не изменили сути существующего подхода к доходной части местных бюджетов. Из чего он может состоять, кроме налога на имущество и мизерного земельного? Заработной платы! А где она? В Москве. На предприятии, где человек работает.
    Некоторое время назад по поручению губернатора Министерство экономики разработало документ, согласно которому подоходный налог, как, например, в Швеции и других странах Европы, человек, то есть потребитель социальных услуг, должен платить по месту жительства. Сейчас подоходный налог подмосковных жителей, работающих в Москве, поступает в бюджет города, а все оказываемые ему социальные услуги - образования, медицинского обеспечения и другие - оплачиваются из бюджета области.
   Документ за подписью губернатора мы отправили в правительство России, но положительного решения до сих пор нет.
   Другой пример - налог с продаж, отмена которого привела к существенным потерям  региональных и местных бюджетов./>/>/>/>  
- Что еще затрудняет дальнейшее развитие области? />
 
   - Определенные сложности для нас представляют различия в социальном и экономическом развитии муниципальных образований, растущая социальная нагрузка на бюджет, отсутствие у человека мотивации к труду.
   На июльской встрече Бориса Громова и Президента России Владимира Путина губернатор Московской области назвал еще одно, несомненно, важнейшее препятствие на пути дальнейшего развития Московской области - нехватку энергетических мощностей.
   Как видим на примере Московской области, в главных, основных, показателях можно добиваться успеха и в самых сложных условиях. И тем не менее немало скрытых резервов нами еще не использовано. Если найти их и реализовать, то, несомненно, положение дел улучшится и качество жизни населения - тоже./>/>/>   - После вашего выступления - в рамках расширенного заседания областного кабинета министров - проект Стратегии социально-экономического развития вынесен на обсуждение. Какой дальнейший алгоритм действий?  
/>
   - Правительство поручило всем центральным исполнительным органам государственной власти до конца ноября представить в Минэкономики свои замечания и предложения. В декабре документ будет вынесен на рассмотрение правительства Московской области. После его одобрения документ обретет созидательную, рабочую силу. Но это только начало. Еще многое предстоит сделать. Это и разработка отраслевых стратегий, стратегий демографического развития, миграционной политики, различных программ, направленных на реализацию главной, стратегической цели.

Беседу вел Алексей Плотников