Меню

Я б в рабочие пошел?..

10 января 2013 в 13:00
    Люди старшего возраста наверняка помнят, как велик был в прежние годы престиж рабочей профессии. Это был один из путей получения социальных благ, квартиры, обеспечения достойной старости. О рабочих снимали фильмы и складывали песни. Поколение, воспитанное таким образом, построило ту экономику, которая существует и по сей день.     Государство заботилось о том, чтобы приток новой рабочей силы на предприятия оставался стабильным, чтобы молодые кадры имели хорошую профессиональную подготовку. Для этого 2 октября 1940 г. Указом Правительства «О государственных трудовых резервах СССР» была учреждена система профессионального образования.     ПТУ переживали пик популярности в 70-80-е годы прошлого столетия. Они были настоящей кузницей рабочих кадров, причем, здесь же имелась и хорошая школа воспитания подрастающего поколения.     В последнее 10-15 лет престиж рабочих профессий резко упал. Быть рабочим в определенный момент постсоветской российской истории стало непрестижно. За период с 1990 г. выпуск квалифицированных рабочих учебными заведениями начального профессионального образования сократился более чем на 40% - с 1,3 млн человек до 0,7. По некоторым профессиям такое сокращение имеет вообще катастрофический характер: в металлургической промышленности – почти в 2 раза, в химической – в 15, в легкой – в 1,5 раза, в строительстве – в 1,3. В 2005 г. учреждения НПО с федерального уровня перешли к субъектам федерации. Результат произошедшего виден невооруженным глазом. Почти повсеместная нехватка рабочих кадров создает серьезные проблемы для большинства промышленных предприятий, средний возраст работников которых приближается к пенсионному.     Проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами становится все более существенным препятствием ее динамичного развития. Актуальность вопроса обозначена в Посланиях Федеральному Собранию РФ главы государства В.В. Путина, он рассматривался на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах руководителей государства с представителями бизнес-сообщества, специальном заседании Совета законодателей при Совете Федерации РФ с участием Президента.   Создание привлекательного имиджа профессии     Изменение ситуации на рынке труда требует всестороннего продуманного подхода. Одной из составляющих данной работы является повышение имиджа рабочих профессий.     Имидж — это, по сути, целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы. Формирование позитивного имиджа, образа рабочего — процесс политический, требующий участия государства, политических и общественных структур. В связи со спецификой данного проекта в целях повышения престижа рабочих профессий целевыми группами являются старшеклассники и их родители. Почему необходима разъяснительная работа с родителями? Потому что во многом именно они влияют на выбор профессии своего ребенка.     С развалом Советского Союза был утрачен раздутый культ рабочего. Трудиться на заводе стало не модно. «Разрушая прежние идеалы, политики убеждали молодежь, насколько престижно быть финансистом и непрестижно быть слесарем. Как важно работать в чистом офисе и носить галстук, а не стоять у станка или дежурить в больнице. Был изменен образ успешного человека», – убежден Президент Всероссийского фонда образования, академик Российской академии естественных наук Сергей Комков. Тогда это было исторически обоснованно. Стране не хватало высокообразованных специалистов во вновь открытых, переосмысленных областях науки, прежде всего в юриспруденции и экономике. Никто и не задумывался о том, какие гипертрофированные формы может приобрести желание молодежи во что бы то ни стало быть клерками.      Сегодня ситуация в стране и ее экономике изменилась. А молодежь по-прежнему с завидным упорством штурмует учебные заведения для того, чтобы приобрести профессии юриста, бухгалтера, управленца. При этом спрос работодателей на юристов и экономистов неуклонно падает.     Эксперты отмечают дисбаланс между популярными профессиями и востребованными. Например, по результатам исследования независимого рейтингового агентства «РейтОР» наиболее перспективной для студентов и молодых специалистов считается профессия менеджера и специалиста в сфере информационных технологий (IT). На втором месте – профессия инженера.     Большинство россиян до сих пор глубоко убеждены, что наличие «корочки» финансиста гарантирует стабильный заработок и высокий социальный статус. Таковы результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Юристы считаются самой престижной (28%), высокооплачиваемой (23%), популярной (6%) и предпочтительной для ребенка (7%) профессией. Экономисты и финансисты по этим параметрам находятся на втором месте. «Бронзу», по мнению россиян, держат работники медицинской сферы. И только 5% опрошенных хотят видеть своего ребенка квалифицированным рабочим.     По данным Министерства образования и науки, на каждую тысячу населения страны приходятся сейчас 480 человек с высшим образованием, 176 человек со средним и только 108 с начальным специальным образованием. В то же время, по оперативным данным Роструда, от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют именно рабочие профессии.     Во многих городах страны сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: при наличии официальной безработицы остро стоит проблема отсутствия рабочих. Наибольшим спросом на рынке труда пользуются электрогазосварщики, электромонтеры, токари, сварщики, газорезчики, каменщики и бетонщики. Однако школьники и их родители не всегда и в полной мере информированы о востребованных на рынке труда специальностях, у них сформирован непривлекательный имидж рабочих профессий.     Система профобразования     Система образования, получая множественные сигналы о наличии потребности рынка труда в определенных профессиях, пытается адаптировать величину и структуру своего выпуска в соответствии с этими сигналами. От скорости и качества «реакции» образовательной системы на получаемые импульсы во многом зависит эффективность функционирования рынка труда.     Катализаторов развития системы НПО, по сути, два: приоритетный национальный проект «Образование», который в 2007 г. пополнился новым направлением – ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, и время.     Стопоров этого развития пока больше. Во-первых, материальная база профучилищ, колледжей и техникумов отстает от новых технологий производства. Во-вторых, пока не отработана система взаимоотношений с потенциальными работодателями и службой занятости. Начальный разряд выпускника училища – третий. Примерно 20% выходят с повышенным – четвертым. Предприятия, конечно, с готовностью распахивают двери тем, чей разряд выше, и выше, и выше. Между тем, до пятого, шестого, седьмого надо доработать. Высокоразрядника надо вырастить на предприятии, «довести до ума».     Помимо этого в стране отсутствует единая система профориентации. Руководители многих промышленных предприятий сегодня осознали опасность в ближайшей перспективе остаться без рабочих рук. И начали активный процесс подготовки специалистов либо в тесном контакте с профессиональными училищами, либо непосредственно у себя на предприятиях, обеспечив учеников и молодых рабочих целым набором льгот. Целевое обучение - один из вариантов решения проблемы.     Сегодня озабоченность подготовкой квалифицированных кадров все активнее звучит на самых высоких уровнях власти. И все отчетливее приходит понимание того, что решение этой проблемы невозможно без изменения государственной политики в области трудовых ресурсов.     Поэтому, помимо создания популярного образа рядового труженика через СМИ, необходима комплексная программа по принятию мер государственной поддержки в деле получения молодежью квалифицированных рабочих специальностей. Ими могли бы стать: - привлекательная ипотечная программа для молодых рабочих (льготный кредитный процент); - формирование более широкого соцпакета (семейные путевки, бесплатный проезд и т. д.); - проведение федеральных конкурсов лучших по профессии, в том числе и среди молодежи; - пропаганда трудовых династий.     А как у нас?     25 октября 2012 г. на базе Егорьевского промышленно-экономического техникума прошло совещание руководителей предприятий и директоров учебных заведений Егорьевского района по подготовке кадров для местной экономики. Такие совещания проводятся в Егорьевске не в первый и далеко не в последний раз. Председательствовал на нем глава района М.Т. Лавров, что еще раз подчеркивало важность обсуждаемой проблемы.     Совещание длилось более двух часов. Работодатели смогли ознакомиться с учебной базой ЕПЭТ и прийти к выводу, что она сильно устарела и требует обновления, на что нужны деньги. Были выставлены определенные ориентиры взаимодействия.     Мы пообщались с директором промышленно-экономического техникума Л.С. Астровой через два месяца после совещания. Нас интересовало, что изменилось в жизни ЕПЭТ после октябрьского совещания, потянулись ли в техникум егорьевские работодатели с конкретными предложениями о сотрудничестве и инвестициями в развитие и модернизацию его учебной базы.     Ничего утешительного от Лидии Семеновны мы, к сожалению, не услышали. В плане технического перевооружения здесь по-прежнему надеются на участие главы района М.Т. Лаврова и финансовое содействие действующего при Егорьевской торгово-промышленной палате Фонда развития Егорьевского района.     Техникум, со своей стороны, готов жить по-новому.     «Если бы сегодня кто-то из работодателей решился стать нашим инвестором и поставил бы нам оборудование для подготовки и переподготовки кадров, - сказала нам Л.С. Астрова, - мы бы сумели организовать подготовительный процесс таким образом, чтобы через какое-то время вернуть инвестору вложенные в нас деньги. Опыт подобного сотрудничества в Подмосковье уже имеется — это Губернский профессиональный колледж, расположенный в г. Серпухове».   Егорьевцы — о престиже рабочих профессий     Что думают егорьевцы о путях поднятия престижа рабочих профессий? Об этом - в наших блиц-интервью.         Борис Борисович Орлов, глава сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района.     - Борис Борисович, что, по-вашему, нужно сегодня сделать, чтобы поднять престиж рабочей профессии, в частности, рабочей профессии на селе?   - Нужно обратить внимание на эту проблему, и обратить внимание всем вместе. Во-первых, нужен закон, обязывающий всех собственников земельных участков не просто владеть ими, а распоряжаться согласно целевому назначению. Тогда не будет пустующих полей и проблем с размещением на селе промышленных предприятий.     Во-вторых, нужна поддержка государства и нормальная заработная плата. Могу сказать, что на территории нашего поселения ребят, которые хотели бы работать в сельском хозяйстве, очень много.     Нужна модернизация сельского хозяйства, нужны рабочие места на селе, нужна хорошая зарплата. Нужно решать жилищную проблему на селе. Мы сейчас сами делаем в данном направлении отдельные шаги: резервируем земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, предоставляем их молодым семьям, проживающим на территории поселения, стараемся к этим земельным участкам подвести как можно больше инженерных сетей, хотя мы (сельское поселение) не так и богаты. Но работать в этом направлении все равно будем. На сегодняшний день на «ура» разошлось более 40-ка земельных участков в Раменках, сейчас порядка 30 семей в Поповской ждут своей очереди.     Сегодня индивидуальное жилищное строительство — наиболее оптимальный способ решения жилищной проблемы. Нужно только, чтобы земельные участки под строительство местным жителям предоставлялись бесплатно. И оказывалась помощь в оформлении необходимых документов. Можно оформлять земельные участки в аренду, чтобы ее нельзя было продать какое-то определенное время (лет 10-15). Люди приживутся за это время, и уже сами после никуда не уедут.     У нас сегодня в населенных пунктах от 5 до 10 процентов жилья стоит заколоченным. Люди получили наследство — и не пользуются им. Получается так: кому-то жить негде, а где-то рядом жилье пустует. Это тоже наша сегодняшняя большая проблема и беда.       Александр Иванович Плотников, генеральный директор АК-1796.     - Александр Иванович, что сегодня нужно сделать, чтобы поднять престиж рабочих профессий, привлечь молодежь на рабочие места?     - Во-первых, нужно повышать престиж самих предприятий. Если, допустим, какое-то предприятие государственное, то в него нужно вкладывать деньги, чтобы обустраивать рабочие места так, как этого требуют современные условия. Человек смотрит на предприятия с западными инвестициями: там все чистенько, аккуратненько, спецовочка, средства индивидуальной защиты — очечки, каска и т.д. Плюс зарплата там соответствующая. То же самое должно быть и на государственных предприятиях. А мы привыкли как? Мы экономим бюджет. Канавы ремонтные осыпаются — ничего, бревнышко подставим, у нас денег нет; зарплату повысить рабочим — ждем, пока нам прикажут... То есть, нужно рабочему человеку для работы создать условия: сделать его труд безопасным, поднять культуру производства и дать достойную зарплату. И все.       Геннадий Михайлович Качнов, юрист ММЦ «Маяк».     - Ответ очень простой: в Советском Союзе инженер получал 120-140 рублей, а шахтер в шахте получал 300-400 руб., водитель автобуса — тоже порядка 300 руб., водитель в «Агропромхиме» - от 300 до 350 руб., помощник мастера на фабрике — от 200 до 250 руб. и т.д.  Поэтому молодые ребята, отслужившие в армии, выбирали не учебу в вузе и инженерную специальность, а рабочую профессию, которая давала возможность быстро встать самостоятельно на ноги, начать свою жизнь. Я знаю немало примеров, когда инженеры уходили в простые рабочие, чтобы иметь хорошую зарплату.     А потом, если у нас будет большое количество мест в охранных структурах, где не нужно сильно перенапрягаться, но можно иметь хороший доход, то в рабочие, к станку, мало кто пойдет.     Не могу сказать, что сегодня вся молодежь не хочет работать, но та, которая хочет работать, хочет при этом и зарабатывать — хорошо зарабатывать.       Марина Николаевна Посохова, председатель Егорьевской городской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания.     - Первое — заработная плата; второе — наличие каких-либо льгот, перспектив, гарантий. Возможно, обеспечение жильем, местом для ребенка в детском саду, санаторно-курортным лечением и т.д. Третье — достойные условия труда.       Роман Коротков, председатель молодежного парламента Егорьевского района.       - Роман, как ты считаешь, чем можно заинтересовать молодежь, чтобы она получала рабочие профессии для дальнейшего трудоустройства на предприятия города?     - Считаю, что нужно грамотно стимулировать молодежь: это не только повышение зарплаты, но и улучшение условий жизни для данного класса граждан. Например, как это сделано в Вооруженных Силах РФ: служащим по контракту повысили зарплату, после подписания второго контракта дали возможность бесплатно обучаться с целью получения высшего образования, увеличили сумму денежных средств для съема жилплощади и прочее.
    Именно такие стимулы помогли ВС привлечь новые молодые кадры. Поэтому считаю, что данные средства помогут в стимулировании молодежи и привлечении ее к обучению рабочим профессиям.       Подготовила Е. Кашаева с использованием данных материала И. Покидышевой «Повышение престижа рабочих профессий». ИА "Егорьевское утро"